Конституционная палата при Верховном суде приняла к производству ходатайство представителей ОФ «Институт Медиа Полиси» о проверке конституционности статьи 4 Закона КР «О гарантиях Президента Кыргызской Республики».
Напомним, ранее представители ОФ «Институт Медиа Полиси» обратились с ходатайством о признании статьи 4 Закона «О гарантиях деятельности Президента КР» противоречащей Конституции в целях исключения из законодательства обязанности генпрокурора по обращению в суд для защиты чести и достоинства президента.
Статья противоречит Конституции, потому что основной закон страны не устанавливает каких-либо специальных принципов защиты репутации президента.
Президент – это конституционно установленный орган, институт государственной власти, который, являясь субъектом публично-правовых отношений, а не частных, не может обладать честью и достоинством, так как эти категории относятся к личным неимущественным правам граждан.
В декабре 2016 года Конституцию от 2010 года были внесены изменения касательно полномочий прокуратуры. Так, изложенная в новой редакции статья №104 описывает полномочия прокуратуры исчерпывающим способом: не указанные в ней полномочия не могут осуществляться. При
этом статья 104 не предусматривает в числе полномочий Генеральной прокуратуры представительство интересов президента как главы государства, в частности, по делам о защите чести и достоинства.
Таким образом, в новом Основном законе конституционная основа для специального инструмента защиты репутации президента полностью была изъята. Как в положениях, относящихся к деятельности президента, так и в нормах, регулирующих статус прокуратуры.
12 июля 2018 года Конституционная палата пригласила представителей ОФ «Институт Медиа Полиси» для беседы по разъяснению процессуальных прав и обязанностей и обсуждению вопросов, связанных с подготовкой дела к судебному разбирательству.