Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Tazabek162b38c5fcb1c7e93ee02e99dd25fa8c_0_500_0Директор по продажам интернет-провайдера «ЭлКат» Улан Толубаев в интервью Tazabek сообщил о том, как можно снизить цены на интернет в Кыргызстане. Он рассказал, как Кыргызстан в перспективе может стать региональным центром в сфере информационных технологий.

— Как можно сделать доступным интернет в Кыргызстане?

— На данный момент ситуация складывается таким образом, что Кыргызстан является практически тупиковой страной для интернета. Потребляет широкополосный интернет практически только Бишкек. Есть пользователи в крупных городах, таких как Ош и Кара-Балта, где услуги предоставляет «Кыргызтелеком». Однако, «Кыргызтелеком» до Оша добирается по радиорелейкам. Технически это очень ограниченный ресурс. Для того, чтобы интернет в Кыргызстане стал дешевле, у нас должен появиться транзитный потенциал.

То есть мы должны этот интернет перепродавать своим соседям. Здесь нужно понимать, что не сам интернет перепродается, а каналы связи. На самом деле, например, китайцы не заинтересованы в покупке интернета у узбеков или казахов, может быть, не совсем заинтересованы в покупке интернета у таджиков. Здесь они заинтересованы в каналах связи, то есть в возможности соединиться между собой и предоставлять услуги связи, например, для сотовых операторов.

— Насколько прокладка транзитных линий безопасна для Кыргызстана?

megafon — Мне, как человеку, который просто занимается бизнесом, сложно поднимать вопросы безопасности. Здесь легче картину рассматривать в целом на примере соседних государств.

Насколько нам известно, в России есть около 12 операторов, которые имеют международные стыки. Международных стыков у них очень много. Правительство России разрешило своим операторам работать и состыковываться с соседями в неограниченном количестве. Любой оператор, который хочет состыковаться с кем угодно из заграничных операторов, он состыковывается. Например, «Транстелеком» вообще имеет очень большое количество стыков. «Ростелеком», «МТС», «Вымпелком», «Мегафон» с соседними странами состыкованы полностью и могут оказывать услуги связи между этими странами. Практически такая же картина складывается и в Казахстане, где есть национальный оператор «Казахтелеком», но есть также «Казтранском», «Транстелеком», «КНС Плюс». Они тоже построили оптические линии связи по всему Казахстану и соединены со всеми соседями, которые у них есть: и с Китаем, и с Кыргызстаном, и с Узбекистаном. Поэтому я считаю, что в России и Казахстане интернет гораздо дешевле, чем у нас.

— Насколько у нас может стать дешевле интернет, если у Кыргызстана будет несколько таких соединений с другими странами?

— На Бишкеке это уже сказалось. Бишкек у нас вообще отдельная страна получается. Есть несколько операторов широкополосной связи, которые состыковались непосредственно с Казахстаном, и цены на интернет автоматически начали падать. Мы за последние 2 года имеем дополнительно 2 стыка с Казахстаном. То есть операторы самостоятельно состыковались с казахскими операторами и в течение двух лет наша стоимость за интернет упала от небесной до вполне демократичной, которую мы сейчас имеем. Стоимость месячного абонемента интернет на данное время составляет около 8-10 долларов.

— Каков примерный диапазон цен?

— Если мы продавали юридическим лицам два года назад за 2000 долларов 1 мегабит, то на сегодня мы юридическим лицам предоставляем связь за 200 долларов 1 мегабит безлимитного интернета. То есть эта цена упала в 10 раз в Бишкеке.

В регионах сложнее будет снизить цену?

— В регионах это сделать сложно, но выполнимо. Например, построив магистральную линию связи от Казахстана то Таджикистана, выполняя свои транзитные функции, мы все равно зацепим регионы и региональные города. Мы будем строить оптическую линию сквозь всю страну. Если бы мы строили за 3 млн долларов линию связи только для этих городов, то в этих городах мы бы продавали интернет опять же по небесным ценам, чтобы окупить эти 3 млн долларов. Но так как мы это делаем только для транзита, своим гражданам мы готовы продавать интернет просто подспудно за ту же стоимость, что и в Бишкеке. Наш рынок не имеет возможности окупить себя и те средства, которые мы готовы вложить для транзитных целей.

— Уже известно, что вы проложили транзитный канал между Таджикистаном и Катаем на юге Кыргызстана. Есть ли еще какие-то компании в Кыргызстане, которые делали такие же проекты?

— Насколько нам известно, «Альфа Телеком» объявил тендер и собирается произвести строительство от Бишкека до Оша, но очень таким интересным путем: Бишкек —Балыкчы—Нарын —Казарман—Ош . Они очень хорошую петлю делают для того, чтобы охватить наши горные районы, что очень даже хорошо для тех же самых районов.

— А потом они куда выходят? В Китай?

— На самом деле MegaСom — очень большая компания и у них есть еще собственные потребности. Они делают это для собственных нужд, но я так понимаю, что и с прицелом на транзитный потенциал.

— У вашей компании какие планы по прокладке таких транзитных линий?

— Мы строим большие планы. На данный момент мы приступили к строительству ВОЛС Бишкек – Сокулук, Беловодское, Кара–Балта, Чалдовар. В мае должны завершить соединение с Казахстаном в районе Чалдовар. Длина этой линии составляет 120 километров от Бишкека. И в последующем на этот год мы перед собой поставили задачу начать строить линию Кара Балта—Ош, то есть мы от Кара-Балты хотели бы пройти до Оша с той же самой целью — предоставить магистральные линии связи для других операторов связи. Если у наших операторов мобильной или другой связи будут потребности в этой линии, то мы их естественно предоставим. Но также мы настроены и на международное сотрудничество.

elcat ВОЛС

— Куда вы выходите?

— Мы хотели бы дальше пойти от Оша в Узбекистан, потом связаться с Таджикским оператором связи.

В нашем случае мы имеем возможность соединить Ош со своим узлом в Сарыташе. Тогда компания «Элкат» будет иметь полностью все оптические соединения со всеми соседними государствами. Мы сможем торговать между операторами связи Китая и Узбекистана. То же самое можем делать по Таджикистану до Казахстана.

— Сколько по времени этот проект может занять?

— Прокладку линии Кара-Балта—Ош мы надеемся выполнить в кротчайшие сроки. Мы уже нашли инвесторов, мы уже изыскали ресурсы для этого строительства. В следующем году мы будем соединятся Ош—Сарыташ , Ош—Узбекистан, Ош—Баткен.

— Потребители каких еще населенных пунктов могут на себе ощутить преимущества проложенной линии?

— Сокулук, Беловодское, Кара-Балта, Каинды, Сосновка, Суусамыр, Токтогул, Кара-Куль, Таш-Кумыр, Шамалдысай, Кочкор-Ата, Жалал-Абад, Узген, Ош. Жители этих населенных пунктов будут иметь возможность получать такой же комфортный интернет, как и жители Бишкека. Цена будет такая же, как у жителей Бишкека.

— У вас уже есть договоренности с Узбекистаном и Казахстаном?

— С Казахстаном да. Так как мы уже сотрудничаем, есть договоренность. С Таджикистаном у нас есть договоренность. Также есть с китайской стороной. С узбеками вопрос решен на уровне переговоров.

— Какая польза этим странам от прокладки ВОЛС по нашей территории?

— Гибкость. Это тоже ведь конкуренция. Чем больше стыков, тем больше альтернатив, тем ниже стоимость. Для Таджикистана, например, это может сыграть роль катализатора, который будет снижать им стоимость интернета.

Оптическая линия связи может переводить очень большие потоки. Таджики будут иметь возможность за свои же деньги, которые они сейчас готовы платить, покупать гораздо большие каналы связи и иметь более комфортные условия для выхода в интернет.

— Все-таки я повторю вопрос, который задавала ранее. Будет ли при этом страдать наша информационная безопасность?

— Чем больше операторов предоставляет каналов связи, тем меньше вероятность остаться в информационной изоляции и тем выше информационная безопасность. Например, так поступают Россия, Казахстан, Китай.

— Технически возможно, чтобы другие страны воровали нашу информацию?

— Нет, потому что наша страна является замкнутой системой. Если мы не хотим, чтобы нашу информацию видели, мы ее замкнем на себе и никто не сможет извне получить доступ к нашей информации.

— А вот что касается информации, которая поступает извне. Казахстан же нам фильтрует интернет.

— Здесь нужно точнее сказать, что Казахстан фильтрует не всех операторов связи. Компания «Элкат» изыскала такую возможность купить прозрачный канал (трубу до крупных операторов связи мира) у того же Казахстана. Мы купили канал связи как у «Казахтелекома», так и альтернативного оператора «ТНС Плюс». Они нам предоставляют прозрачный канал связи, то есть они ни в коем образе не фильтруют и не имеют возможности фильтровать.

— Почему же тогда другие операторы связи покупают непрозрачный канал связи у казахских операторов связи?

— Этот вопрос я не могу комментировать, так как каждый оператор связи КР соединяется с казахскими операторами связи по своему усмотрению.

Что мешает вам прямо сейчас начать эти проекты?

— Сейчас на данный момент нам не дали разрешение запустить наш проект Иркештам—Карамык. Мы не знаем с чем это связано, но надеемся на благополучное разрешение вопроса. Если нам дадут запустить этот транзит, то это будет означать готовность нашего государства к тому, чтобы частные инвесторы занимались подобными проектами. Мы, конечно, сразу же приступим к развитию компании, а значит и транзитного потенциала нашей страны.

— Какова протяженность линии начиная от Кара-Балты до Оша?

— Примерно 530 километров. От Бишкека до Чалдовара протяженность 120 км, до Узбекистана от Оша совсем немного — около 20-30 км.

— То есть это будет очень быстро, если вы за год хотите построить линию Кара-Балта—Ош?

— Да, с Узбекистаном и Баткеном соединение не займет много времени.

— Это все будете строить за счет собственных ресурсов?

— Да. Мы не привлекаем государственные кредиты, гранты. Полностью как коммерческая компания мы готовы рисковать и вкладывать.

— На какой скорости вы намереваетесь передавать интернет?

— Мы хотели бы соединить Бишкек—Ош на скорости 20 гигабит в секунду. На данный момент весь потенциал радиорелейки по Кыргызстану составляет примерно 2,4 гигабита.

— В том районе только радиорелейки?

— Да. Между городами Бишкек и Ош на данный момент работают только радирелейки.

— Вы же имеете выход и к России, а через Россию и к международным точкам. Через эту линию, которую вы построите, можете соединиться с международными точками? Через Казахстан можно же выйти на Россию?

Orange_infrastructure_map_r — Все верно. Я вам сейчас объясню, что получится, когда мы соединимся со всеми соседями, которые у нас есть. Здесь произойдет эффект хаба. Если мы сейчас тупиковая страна для интернета, то в том случае, если мы соединимся с соседями и будем предоставлять им качественные услуги связи, то здесь сработает принцип того же «Дордоя».

Я недавно статью читал, что 800 тыс. человек каким-либо образом связаны материально с «Дордоем». Получается, что половина Бишкека и его пригородов работают на «Дордой». Рынок «Дордой» работает на реэкспорт. То есть наши потребители покупают вещи по более низким ценам. Мы имеем возможность купить за 20 долларов те же штаны, которые в Алматы продаются с нашего же «Дордоя» за 50 долларов.

То, что мы делаем, то же самое. Когда пойдут огромные потоки связи, мы станем небольшим таким центром интернета. Если государство нас поддержит и мы будем работать по законам рыночной экономики без политической подоплеки, то мы сможем весь интернет перекачивать между нашими соседями и станем центром для них. Мы сможем стать интернет-хабом для Центральной Азии. То есть здесь начнут строиться дата-центры. Перекачивая огромные потоки связи между странами, мы сможем себе, имею в виду операторов связи Кыргызстана, покупать необходимое количество Интернета за весьма скромные деньги.

Дата-центр с точки зрения обычных потребителей — это огромное здание, куда пришли все операторы связи и которые хотят друг с другом соединяться. Может случиться такая ситуация, что до нас каналы связи легче будет купить, чем до Алматы. И оператор связи, работающий в Алматы, сначала купит канал связи до Бишкека, поставит свое терминационное устройство в Бишкеке, будет платить нашим инженерам, которые в Бишкеке живут. И дальше уже он будет соединяться с Алматы. И все больше людей будут вовлечены в сферу информационных технологий.

— Получается, что нам остается только внутри страны все отстроить, чтобы через нас проходили каналы?

— Мы сейчас должны подготовить инфраструктуру. Это то же самое, что и с автодорогами, и с железными дорогами. Если мы станем международным хабом, то это повлечет за собой благоприятные последствия. Например, если мы хотим купить каналы связи у China Telecom до Польши, то в этом случае китайские партнеры нам сообщили, что у них каналы связи до Германии, в дата центр «Анкотель». Развернувшись с «Анкотель» мы должны были бы купить каналы связи до Польшы. «Анкотель» — это некий современный информационный аналог Рима, где «все дорогие ведут в Рим».

Мы мечтаем об этом же и хотели бы видеть Кыргызстан центром центральноазиатского региона в сфере информационных технологий. Это будет иметь мультипликативный эффект, если мы будем обслуживать всех наших соседей. Помогая другим, мы автоматически становимся интернет-центром. Здесь будут строить дата-центры, сюда начнут приходить зарубежные операторы. Например, сюда может прийти Google. Недавно представители компании приезжали и говорили, что у нас в Кыргызстане в принципе все есть для того, чтобы Google построил дата-центр. Единственное, что у нас нет — это инфраструктуры, чтобы Google предоставлял услуги связи Таджикистану, к примеру. Google же тоже хочет быть как можно ближе к своим потребителям. Естественно, если он поставит свои сервера в Бишкеке, он будет нанимать сотрудников, покупать электричество, будет потреблять какие-то блага. Таким образом, у нас будет развиваться экономика.

rostelekom

kazakhtelekom

tns_plus_kazakhstan

Список операторов России и их стыков

http://www.tazabek.kg/news:347093/