Компании кабельного телевидения и «Кыргызтелеком» прекращают ретрансляцию зарубежных каналов в собственных эфирах во время выборов (с 25 сентября по 30 октября), с таким заявлением сегодня, 22 сентября, на пресс-конференции в АКИpress выступили ряд операторов кабельного телевидения и представители медиаорганизаций.
Как пояснила директор ГИИП Татту Мамбеталиева, данное решение принято в связи с невозможностью реализации требований закона «О выборах президента КР и депутатов ЖК», в котором запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных СМИ, распространяемых на территории Кыргызстана. Ретрансляция разрешается только в записи, запрещается показ программ, порочащих честь и достоинство кандидатов.
По словам представителя компании Ала ТВ Василия Гончарова, есть три причины, по которым кабельные телеканалы не могут исполнить закон, и поэтому вынуждены отключить ретрансляцию телеканалов:
«1. Мы не имеем оборудования для записи и монтажа программ. Кроме того, нам пришлось бы записывать до 90 телеканалов.
2. У нас нет специалистов, которые могли бы отслеживать контент. Нет критериев, что вырезать из вещания, а что нет.
3. По контракту с зарубежными телеканалами мы не имеем права вносить изменения в их программу».
Представители кабельных каналов отметили, что отключение ретрансляции грозит экономическими санкциями со стороны зарубежных партнеров. Также абоненты, внесшие оплату за просмотр кабельного телевидения, не смогут получить свой пакет услуг. Убытки одной компании кабельного телевидения могут составить от 100 тыс. долларов и выше.
В связи с тем, что «Кыргызтелеком» ретранслирует ряд российских телеканалов, с 25 сентября простые зрители также не смогут смотреть, к примеру, программы Первого канала и РТР.
По словам представителя Ассоциации операторов связи Жыргалбека Касымова, было подано ходатайство в Конституционную палату о неконституционности закона, нарушающего права граждан на получение информации. Однако он выразил сомнение, что удастся что-либо изменить до выборов. Также было направлено обращение в ЦИК с запросом на разъяснения норм закона, они, в свою очередь, направили запрос на толкование в Жогорку Кенеш, но никакого ответа так получено и не было.