Комментарий законопроекта
«О внесении изменений и дополнений в закон КР «Об Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики»
- Анализ внесенных изменений и дополнений в закон КР «Об общественной телерадиокомпании» показал, что общая картина изменений носит положительный характер. Однако хотелось бы в законе увидеть все основания, при которых руководитель компании может быть уволен до окончания срока, на который он избирался. Пока в законопроекте речь идет только об одном конкретном основании, когда не утверждается годовой отчет о деятельности корпорации. Но есть «пространственное» упоминание и о других, неизвестных руководителю, случаях со ссылкой на нормы всего кыргызского законодательства. А это уже туманно. Для руководителя важно знать за неисполнение какой функции он будет подвергнут увольнению.
В соответствии с проектом закона «О внесении изменений и дополнений в закон КР «Об Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики» изменения и дополнения вносились в статьи 13,15 и 19 действующего закона
1.В ст.13 «Порядок избрания членов Совета» вносится дополнение.
Предлагается предоставить одно место в составе Наблюдательного совета (НС) ОТРК кандидату от парламентской оппозиции, набравшему наибольшее количество голосов даже в том случае, если ни один из кандидатов от парламентской оппозиции не наберет достаточного количества голосов, необходимых для прохождения в состав Совета.
Положительная норма, при любом раскладе голосования, одно место в Совете для парламентской оппозиции будет всегда закреплено законом. Статус парламентской оппозиции закреплен в Конституции КР, поэтому предоставление парламентской оппозиции места в Наблюдательном совете «будет только развивать принципы демократии, справедливости». Хорошее начало, однако, одного оппозиционера совсем не достаточно, чтобы как-то услышали и прислушались к твоему голосу. Хотелось бы верить, что это только первые шаги, и мы не остановимся на этой отметке.
2. В ст.15 «Полномочия и права Совета» вносится дополнение.
Действующая норма закона предусматривает избрание генерального директора корпорации на конкурсной основе двумя третями голосов от общего числа членов Совета, но как должен освобождаться директор от занимаемой должности до истечения срока, на который он выбран, в законе отсутствует. Теперь же дополняется аналогичный порядок и для досрочного освобождения от должности директора — двумя третями голосов от общего числа членов Совета.
Это «знаменитая» статья, когда-то при последнем изменении закона каким-то образом из текста закона исчез порядок освобождения руководителя корпорации. Причем случилось это в последнем варианте, который был представлен на голосование парламентариев, и таком виде был подписан Президентом КР. Тогда об этом инциденте медиа организации, СМИ и журналисты много писали и говорили. Теперь эту оплошность депутаты устраняют, и директор освобождается двумя третями голосов от общего числа членов Совета.
Международная практика считает приемлемой, именно такую пропорцию голосов при принятии решения о смещении с должности директора. В нашем случае из 15 членов Совета за такое решение должны проголосовать как минимум 10 членов. Добросовестно исполняя свои функциональные обязанности, сложно подвергнуть себя такой критике, чтобы 10 членов Совета выразили вам свое недоверие. Набрать такое количество голосов возможно только, если директор будет «совсем уклоняться» от своих служебных обязанностей.
Конечно, дополненный порядок касается досрочного освобождения. А согласно этому законопроекту основание для досрочного освобождения заложено только в единственной статье – 19, когда члены Совета не утвердят годовой отчет о деятельности корпорации.
3. В ст.19 «Генеральный директор Корпорации» вносится несколько дополнений и изменений.
1. Это изменение по срокам назначения генерального директора. В законе установлен срок — 5 лет, а предлагается изменить на 4 года.
В первичном Заключении Жогорку Кенеша КР к данному законопроекту речи об изменении срока пребывания на посту директора не было. Такая поправка возникла уже при последующем обсуждении депутатами проекта в 1-м чтении, за которую они проголосовали. Но конкретного обоснования по сокращению сроков назначения на должность директора корпорации до 4-лет не нашлось.
Скорее всего, такое изменение привязано к срокам избрания Жогорку Кенеш КР. В целом, в изменении срока никакой угрозы не усматривается, однако для человека, который был изначально назначен на 5 лет, уменьшение срока может иметь воздействие психологического дискомфорта.
Хотя мировой опыт показывает, что в большинстве случаев этот срок равен 5-ти годам. Модельный закон об общественном вещании также установил пятилетний срок пребывания на должности первого руководителя компании.
2. Предлагается конкретизировать порядок избрания гендиректора. Он избирается двумя третями голосов от общего числа членов Совета. Если ни одна кандидатура не набрала достаточного количества голосов, то, соответственно, надо проводить новый конкурс.
Считаю, что в данном случае предпринимаются попытки применения принципа прозрачности в процедуре выборов. А это не плохо — случаи обжалования проведенных выборов сводятся к минимуму. Народ должен видеть и удостовериться, что выборы проходят в режиме честности и открытости.
3. Устанавливается ограничение на участие гендиректора в партийных, общественно-политических и религиозных организациях. Он не должен занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. А членство в политической партии на время исполнения своих обязанностей он должен приостановить.
Эта норма вполне оправдана, поскольку гендиректор должен быть независим от политического или иного влияния на его деятельность. Данное ограничение соответствует международному стандарту, когда любое вмешательство в работу директора должно законодательно исключаться.
4. Если Наблюдательный Совет не утверждает годовой отчет о деятельности корпорации, то в этом случае Наблюдательный совет освобождает гендиректора ОТРК от должности двумя третями голосов от общего числа членов Совета. Кроме этого, в статье есть приписка «а также в соответствии с законодательством Кыргызской Республики».
Данная норма говорит о досрочном освобождении директора по основанию не утверждения годового отчета Советом корпорации. И хотя упоминание о «досрочности» освобождения директора, не лучшим образом сказывается на его деятельности, но механизм публичной отчетности приветствуется международными стандартами, на ряду, с аудиторскими проверками. В статье дается ссылка на нормы законодательства, где имеется основание по увольнению директора до окончания срока, на который он избирался.
Следовательно, кроме не утверждения отчета, директор может быть уволен еще и по другим основаниям. Например, в соответствии с трудовым законодательством. В данном случае процедура увольнения должна быть прозрачна. Директор имеет право знать, за что он может быть подвергнуть досрочному увольнению.
Рекомендации международных стандартов предусматривают при написании национальных законов обязательно включать конкретные основания для досрочного освобождения и указывать порядок обжалования такого увольнения.