Согласно информации, опубликованной на новостных сайтах, www.akipress.org и www.bpc.kg, 19 ноября 2009 года представители телевизионной компании «МезонТВ» снимали телевизионный материал для новостной службы с целью освещения деятельности Ошского городского кенеша. Во время исполнения своих профессиональных обязанностей к оператору Э.Б. со стороны руководителя аппарата Ошского городского кенеша З.С. были применены меры физического и морального воздействия. Э.Б. в связи с случившимся инцидентом подал заявление в управление внутренних дел и прокуратуру г.Ош. В городском УВД сообщили, что заявление оператора было зарегистрировано как «нанесение легкого вреда здоровью», однако неизвестно, возбуждено ли уголовное дело.
Из интервью Э.Б., данного Бишкекскому Пресс Клубу (www.bpc.kg):
«Будучи оператором, я стараюсь всегда поймать хороший кадр, и в тот день я подбирал удачное место для съемки. Во время съемки оказалось, что я загородил спиной руководителя аппарата Ошского городского Кенеша Замира Сасыкбаева. Видимо, это его обидело, и он меня оскорбил в присутствии таких уважаемых людей, как депутаты. Он начал нецензурно выражаться, и сказал, чтобы я отодвинулся от него, и снимал в другом месте. Я извинился и отошел в сторону».
«Во время съемки у меня разрядилась камера. После того как я ее подзарядил, и выдергивал вилку из розетки, Замирбек Сасыкбаев, увидев меня снова, спросил, кто мне разрешил пользоваться зарядкой. Все это снова сопровождалось нецензурными выражениями. Затем он затащил меня в соседний кабинет, где я попросил у него прощения, но он его не принял и продолжил меня оскорблять. Потом он начал трясти меня за куртку и порвал ее…», — рассказал Байназаров.
Из интервью руководителя аппарата З.С., данного Бишкекскому Пресс Клубу:
«Оператор “Мезон ТВ” зашел в зал заседаний в то время, когда началась сессия, встал впереди меня, я как раз сидел на первом ряду, и начал снимать. Так как из-за него я не мог 0следить за ходом заседания, я попросил его найти другое место для съемки, он извинился и ушел. В 11:00 я вышел из зала в депутатскую комнату, когда вернулся, то увидел, что в зале заседаний, под магнитофоном, который записывает ход заседания, копается парень. Оказалось, что это снова был оператор “Мезон ТВ”, я спросил, что он там делает. Он не отреагировал. Потом я спросил, кто ему дал право трогать наши вещи. Он ответил, что это не мое дело. Но для меня запись стенограммы очень важна, если что-то случится с
магнитофоном, я не смогу ее восстановить. Я схватил оператора за брюки и отвел в другую комнату. Вместе с нами зашел оператор “Ош ТВ”, который был свидетелем всего происходящего. В этой комнате оператор мне объяснил, что у него сел аккумулятор, и он решил его подзарядить. Я ответил, что он мог бы попросить разрешения, чтобы зарядить аккумулятор. После этого оператор “Мезон ТВ” извинился, сказав, что он новенький…».
Комментарий ИМП:
Статья 16 Конституции Кыргызской Республики гарантирует, что любой гражданин, независимо от его статуса и правового положения, а, следовательно, и журналист, имеет право свободно собирать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом. Согласно ст. 19 Закона «О средствах массовой информации», журналистом является творческий работник, который собирает информацию о событиях, происходящих в жизни общества, занимается сбором, редактированием и подготовкой материалов для средств массовой информации. В данной ситуации оператор находился при исполнении своих профессиональных обязанностей, а согласно вышеуказанному Закону, журналист имеет право быть принятым должностным лицом в связи с осуществлением своих профессиональных журналистских обязанностей.
В данной ситуации усматривается нарушение профессиональных прав журналиста, так как Законом КР «О защите профессиональной деятельности журналиста», предоставляющим правовые и социальные гарантии журналистам, установлено следующее: профессиональные права, честь и достоинство журналиста охраняются законом. Журналист при исполнении профессиональных обязанностей пользуется гарантией неприкосновенности личности. А также то, что государство гарантирует журналисту свободное получение и распространение информации, обеспечивает его защиту при осуществлении им профессиональной деятельности (ст.8 Закона).
Также, Закон «О защите профессиональной деятельности журналиста» устанавливает меры ответственности за нарушение законодательства о защите профессиональной деятельности журналиста, в частности: должностные лица государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций несут ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста, оказание давления на журналиста, вмешательство в его профессиональную деятельность и др.
Ст. 13 Закона гласит, что нарушение прав журналиста, установленных Законом «О защите профессиональной деятельности журналиста», оскорбление его чести и достоинства, угроза, насилие и посягательство на жизнь, здоровье и имущество журналиста в связи с осуществлением им профессиональной деятельности влекут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
В действующем Уголовном кодексе КР имеется ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за причинение вреда здоровью, а строгость уголовного наказания зависит от умысла правонарушителей и степени тяжести причиненного здоровью вреда. Кроме того, если будет установлено, что руководитель аппарата городского кенеша преследовал цель
воспрепятствовать профессиональной деятельности журналиста, то его действия могут быть квалифицированы по совокупности статей УК КР. Также, в Уголовном Кодексе имеется ряд статей, относящихся к должностным преступлениям, таким как ст. 304 (злоупотребление должностным положением), ст. 305 (превышение должностных полномочий), а также ст. 353 (самоуправство) из разряда преступлений против порядка управления.
Не стоит забывать и об общеизвестных принципах доступа к информации, таких как общедоступность, объективность, своевременность, открытость и достоверность информации, провозглашенных Законами КР «О гарантиях и свободе доступа к информации», а также «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления». Большое значение имеет норма о том, что государство защищает право каждого на поиск, получение, исследование, производство, передачу и распространение информации, а также то, что деятельность государственных органов и органов местного самоуправления является открытой, прозрачной и гласной. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является общедоступной, а всякое ограничение в доступе к данной информации запрещается.
Кроме того, статья 4 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» гласит, что не может быть ограничен доступ журналиста к информации, представляющей общественный интерес, а согласно статье 12 Закона Кыргызской Республики «О гарантиях и свободе доступа к информации» любое действие или бездействие государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, ущемляющее право граждан на получение информации, можно обжаловать в судебном порядке.
Государственные чиновники, являясь представителями государства, должны толерантнее относиться к журналистам, сотрудничать с журналистами, всячески помогая им в осуществлении их профессиональных обязанностей, ведь именно журналисты способствуют осуществлению таких принципов как открытость, прозрачность, гласность в деятельности государственных органов, информируя население о работе государственных органов, выполняя роль посредника между государством и обществом. В нашем обществе должен крепко закрепиться принцип уважения к правам и свободам, чести и достоинству личности, гарантируемый Конституцией, а государственные чиновники должны быть первыми в стремлении соблюдать принцип уважения чести и достоинства личности, так как именно государственные чиновники служат для нас примером для подражания в воспитании таких важных принципов в нашем маленьком демократическом Кыргызстане.