20 мая 2022 года стало известно, что решением так называемой художественно-экспертной комиссии (далее ХЭК) при Министерстве культуры, информации, спорта и молодежной политики КР был запрещен показ спектакля «Дежавю», поставленного по пьесе Алишера Ниязова «Мечты сбываются». Премьера должна была состояться в Государственном национальном русском драматическом театре имени Чынгыза Айтматова. «Госкомиссию задело почти все — «неуважение к посту президента», «кривые ноги» персонажа, образ девушки, любовницы олигарха», — сообщил Алишер Ниязов в интервью ИА 24.kg.
В сообщении от 23 мая, министерство ссылается на положение о ХЭК, где, якобы, «установлено, что исполнение произведений, способных негативно повлиять на подрастающее поколение, аудиторию и опорочить имидж нации, пропаганды войны, межнациональной розни, порнографии и насилия, не допускается и не разрешается».
Однако возникают вопросы о качественном составе комиссии и наличии четко определенных критериев, по которым она оценивает те или иные произведения искусства и творчества. Проще говоря – «А судьи кто?». Например, для выявления пропаганды войны и разных видов розни требуется экспертное заключение профильных специалистов, как минимум, лингвистов и юристов. Неизвестно также, на основании каких критериев или документов, будь то инструкции внутреннего пользования или нормативно-правовые акты, был сделан вывод о невозможности постановки спектакля.
Следует напомнить, что статья 48 Конституция КР гарантирует свободу «научного, технического, художественного и иных видов творчества», а также запрещает цензуру в стране. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами только в целях защиты нац безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям (статья 23). Даже закон КР «О культуре» отмечает, что основами госполитики в этой сфере является свобода творческой деятельности (статья 3). Однако Минкультуры не объяснило, какие конкретно нормы законодательства нарушает содержание вышеуказанного спектакля. Вместо этого министерство пыталось сгладить ситуацию сообщением, что спектакль может быть показан публике «при условии, что его доработают с учетом замечаний и предложений», хотя, как отмечал автор, «комиссию задело почти все». Очевидно, что подобной формулировкой Минкульт пытается избежать формулировки “цензура”.
Парадокс этой ситуации в том, что двумя годами ранее это же Министерство культуры высоко оценило пьесу «Мечты сбываются», на основе которого подготовлен ныне запрещенный спектакль «Дежавю». Летом 2020 года пьеса была признана лучшей в конкурсе министерства, посвященном 10-летию Апрельской революции. Более того, автор пьесы Алишер Ниязов получил денежную награду от министерства. Министром культуры в то время был Азамат Жаманкулов, занимающий этот пост и ныне.
Это решение ХЭК может иметь далеко идущие последствия, поскольку сам факт запрета какой-либо творческой деятельности без понятного и детального объяснения – негативный прецедент. Непосредственное распространение информации, когда создатель информационного продукта или его интерпретатор напрямую воздействует на потребителя, будь то митинги или театрализованные представления, должно быть минимизировано от правового регулирования ввиду относительной локальности и недопустимости государственного вмешательства.
Напоминаем, что Конституция гарантирует каждому свободу слова и свободу выражения мнения, последнее включает в себя свободу творческого выражения. Действия комиссии можно расценить как попытку политического регулирования сферы культуры и творчества в угоду кому то, что имеет признаки цензуры.