Комментарий Института Медиа Полиси по поводу вызова на допрос в ГКНБ КР резидента «Stand Up Bishkek» Назгуль Аилчиновой (Назгуль Алымкуловой):
15 июля 2020 года гражданка Аилчинова Н. опубликовала в соцсетях фотографию повестки на допрос в ГКНБ в качестве свидетеля. Из фотографии повестки о вызове следует, что Аилчиновой Н.Ж. необходимо 15 июля 2020 года к 10 часам явиться на допрос в качестве свидетеля в Главное следственное управление ГКНБ КР. Далее указано, что в случае неявки без уважительных причин, на основании ст. 121 УПК КР она может быть подвергнута принудительному приводу. Повестка подписана руководителем следственной группы, следователем ГСУ ГКНБ КР Туйтуевым Р.
Институт Медиа Полиси обращает внимание, что представленная повестка не отвечает законодательству КР. Так, согласно статье 189 УПК КР в повестке должно быть указано кто и в каком качестве, к кому и по какому адресу вызывается; время явки на допрос (день, час), право на приглашение адвоката. Однако, в направленной повестке Аилчиновой Н. в нарушении данной нормы не указано право на приглашение адвоката.
Аилчинова Н. вызвана руководителем следственной группы ГКНБ КР. Согласно части 1 статьи 156 УПК КР досудебное производство по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе следователей (следственной группе), о чем прокурором или руководителем следственного подразделения выносится отдельное постановление. Таким образом, образование следственной группы оправдано, когда необходимо рассмотреть множество документов, опросить большое количество лиц, одновременно произвести необходимые следственные действия (задержание, обыски, выемки и т.д.). Обычно это резонансные дела.
Расследует ли в действительности следственная группа такое объемное громкое дело, общественность рано или поздно узнает. На данный момент известна лишь информация, опубликованная во многих СМИ о том, что причиной вызова девушки в ГКНБ является опубликованное ею юмористическое видео, где на лицо одного из известных американских рэперов наложено лицо Президента нашей страны.
Тот факт, что пресс-служба ГКНБ КР никак не опровергает данную информацию в СМИ, косвенно подтверждает такие выводы. Если предположить, что следственная группа ГКНБ расследует дело об опубликовании этого видео, то ее создание незаконно, поскольку оно, очевидно, не может являться столь сложным и объемным, чтобы обосновать образование целой следственной группы.
Более того, видео не содержит признаков нарушения законодательства КР, никого не вводит в заблуждение своим пародийным характером, и является не чем иным, как шуткой, юмором, которые защищены Конституцией и законами КР. При распространении информации уголовно-наказуемыми являются только призывы к возбуждению вражды, насильственному захвату власти, призывы к массовым беспорядкам. Таких признаков в опубликованном Аилчиновой Н. видео не имеется.
В этой связи, непонятно для чего сотрудники ГКНБ вызвали Аилчинову Н. и тратили свое время и ресурсы на дело, в котором заведомо отсутствуют признаки преступления? Ведь если еще при осмотре материала можно установить отсутствие признаков преступления или проступка, то производство по делу согласно ст. 26 Уголовного процессуального кодекса КР подлежит прекращению. В дальнейшем сотрудникам предписано «оставить заявление без рассмотрения» (п.14 Временного положения «О Едином реестре преступлений и проступков»).
В данном случае Аилчинова Н. имеет право обратиться в органы прокуратуры с требованием дать соответствующую юридическую оценку действиям сотрудников ГКНБ. В этой связи, хотелось бы в данном случае услышать реакцию органов прокуратуры, поскольку ст. 104 Конституции этот орган наделен функцией осуществления надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие.