На пресс-конференции с участием Президента КР Атамбаева А.Ш., прошедшей 1 августа 2016 года в комплексе «Рух-Ордо» г.Чолпон-Ата, отдел информационной политики Аппарата Президента КР в устной форме запретил представителям СМИ проводить прямую видео-трансляцию мероприятия. При этом вечером того же дня полная версия пресс-конференции была транслирована по основным телеканалам страны.
Конституция КР обеспечивает право каждому «свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять его устно, письменно или иным способом» гарантирует право каждого на «свободу слова и печати» (ст. 31). Государство гарантирует журналисту свободное получение и распространение информации, обеспечивает его защиту при осуществлении им профессиональной деятельности (ст.8 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста»). Журналист при осуществлении своей деятельности наделен правом производить в установленном порядке записи, в том числе с использованием технических средств (ст.5 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста»). К примеру, в Жогорку Кенеше журналист наделен правом на проведение собственной аудио-, видеозаписи на заседаниях и иных открытых официальных мероприятиях парламента (ст.3 Закона КР «О порядке освещения деятельности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в государственных СМИ»).
Законодательство Кыргызской Республики предусматривает исключения, когда данные права могут быть ограничены в целях: защиты национальной безопасности; общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения; защиты прав и свобод других лиц (ст.33 Конституции КР). В этой связи в отдельных случаях заседания парламента КР могут проводиться в закрытом режиме: при обсуждении вопросов государственной, военной и иной тайны, определенной законодательством (ст. 36 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша КР).
Ограничения для журналистов предусмотрены также при освещении судебных заседаний. Так, закрытые судебные разбирательства проводятся: по делам о половых и других преступлениях в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц; по делам о преступлениях несовершеннолетних; в случаях, требующих обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц, при этом данное ограничение допускается только по мотивированному определению или постановлению суда (ст.22 Уголовно-процессуального кодекса КР).
Само понятие «аккредитация», «аккредитовать» в переводе с латинского (acredere) означает «оказывать доверие», и используется для обозначения процедуры признания полномочий журналистов применительно к любым государственным органам и учреждениям.
Институт аккредитации призван регламентировать взаимоотношения СМИ с организациями, являющимися источниками информации, создавая более благоприятные условия для осуществления их профессиональной деятельности. В этой связи на государственный орган при аккредитации представителей СМИ также возлагается обязанность создавать журналистам условия для аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки.
Аккредитованным журналистам предоставляется право присутствовать на всех заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых аккредитовавшим их органом, за исключением случаев, когда было принято решение о проведении закрытого заседания или мероприятия, о чем журналисты были предварительно извещены. При этом любые ограничения, в правилах аккредитации, должны соответствовать критериям, установленным пунктом 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (для уважения прав и репутации других лиц; для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения), ратифицированного Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
Безусловно, важность проведения ежегодной пресс-конференции Президента КР трудно переоценить. Такая практика, являясь мероприятием для СМИ, символизирует открытость органов государственной власти в целях обеспечения прав граждан свободно получать информацию о реализуемой государственной политике. Данная пресс-конференция, имея своей целью — распространение информации всеми доступными способами, позволяет журналистам напрямую узнать о позиции Президента страны по всем важным общественно-политическим и социально-экономическим вопросам, и довести эту информацию до конечного потребителя – населения страны.
Учитывая, что запрет касался лишь он-лайн трансляции пресс-конференции, в то время как все остальные технические средства по сбору информации были разрешены, помимо необоснованности ограничения, встает вопрос и о его целесообразности. В условиях развития информационно-коммуникационных технологий правила аккредитации для подобных мероприятий напротив должны качественно улучшать условия работы для журналистов для выполнения ими своих обязанностей по распространению достоверной, сбалансированной основанной на фактах информации.