Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

24 апреля 2016 года в Жогорку Кенеше был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты КР: «О гарантиях и свободе доступа к информации КР», «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления КР», «О нормативных правовых актах КР» (http://kenesh.kg/lawprojects/lps.aspx?view=projectinfo&id=283317). Инициаторами данного проекта выступают Мусабекова Ж., Акаев Ж.(парламентская фракция «СДПК»).

Из справки обоснования следует, что проект разработан в целях обеспечения обязательного проведения информационно-разъяснительной работы социально-значимых решений, принимаемых государственными органами.

Отмечая важность и актуальность законопроекта в реализации п.3 статьи 33 Конституции Кыргызской Республики, где каждому представлено право на получение информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, юридических лиц с участием государственных органов и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов, считаем, что для эффективного достижения целей законопроекта необходимо доработать отдельные моменты.

Авторы законопроекта предлагают обязать государственные органы, принявшие социально-значимые решения, в том числе «нормативные правовые акты, возлагающие новые обязанности на граждан, юридических лиц, устанавливающие или усиливающие ответственность, либо государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы, затрагиваемые данными решениями» принимать меры по общедоступному и своевременному информационному разъяснению таких решений. Вместе с тем в законопроекте не уточняется определение «социально-значимые решения», что может создать разночтения в правоприменительной практике, и кто будет определять социально-значимый характер решений?

Действующий Закон КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления КР» обязывает пресс-службы госорганов и органов местного самоуправления, а также других ответственных лиц за информационную работу с населением снабжать СМИ сведениями и материалами о деятельности этих органов (статья 21). Исходя из сказанного считаем необходимым в предлагаемых поправках предусмотреть проведение информационно-разъяснительной работы при принятии социально-значимых решений и для органов местного самоуправления.

Инициаторы предлагают проводить информационно-разъяснительную работу в СМИ по уже принятым социально-значимым решениям и НПА, возлагающим новые обязанности на граждан, юридических лиц, устанавливающим или усиливающим ответственность. Однако способствовать повышению уровня доверия населения к принятым решениям госорганов и органов местного самоуправления, а также расширению и улучшению диалога власти и общества будет логичнее проводить такую разъяснительную работу в СМИ до принятия оговоренных решений

Инициаторы проекта предлагают проведение разъяснительной работы в СМИ вне зависимости от формы собственности, при этом законодательство допускает создание СМИ в государственной, муниципальной, общественной, частной и иной форме собственности. Конституция КР гарантирует защиту частной формы собственности. Частные телерадиокомпании и печатные издания создаются с целью получения собственной прибыли и использование ресурсов частных СМИ допустимо осуществлять только на возмездной основе с учетом их редакционной политики.

Вместе с тем для государственных СМИ необходимо определить объемы эфирного времени и печатной площади как для республиканских, так и для региональных СМИ, график очередности для госорганов и органов местного самоуправления, будет ли это проходить в прямом эфире или в предварительной записи и за какой период госорган и орган местного самоуправления должен уведомить СМИ о предстоящей разъяснительной кампании. Все эти и другие вопросы требуют детальной разработки. Одним словом, требуется выработка соответствующего механизма, который должен быть прописан в законе.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что данный законопроект следует доработать с учетом наших замечаний и предложений.