Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

«В современном мире насильственная смерть стала жестокой реальностью для независимых журналистов», — пишет главный международный корреспондент компании CNN и член совета директоров Комитета по защите журналистов (КЗЖ) Кристиан Аманпур в предисловии к ежегодному исследованию КЗЖ о свободе прессы в мире «Нападения на Прессу 2007». По статистике КЗЖ этот год стал вторым по смертности среди представителей прессы за всю историю сбора таких данных. В 2007 г. в связи со своей профессиональной деятельностью было убито более 60 журналистов.

В книге сделан обзор свободы прессы в Европе и Центральной Азии. Ниже приводится полный текст исследования КЗЖ по Кыргызстану.

КЫРГЫЗСТАН

На фоне напряженного политического соперничества между президентом Курманбеком Бакиевым и оппозиционными партиями в парламенте был убит известный редактор, а остальные журналисты работали в обстановке усиливающихся преследований со стороны властей, насилия и беззакония. Столкнувшись с волной непрекращающихся протестов, Бакиев периодически делал политические уступки оппозиции, отказываясь от достигнутых договоренностей или не соблюдая их после окончания демонстраций.

Администрация, видимо сосредоточив внимание на запутанном политическом маневрировании, была неспособна эффективно бороться с повсеместной преступностью, коррупцией и бедностью, и Бакиев стал все более полагаться на авторитарные политические методы, чтобы не терять контроля за оппозиционными партиями, активистами гражданского общества и независимыми журналистами.

После прихода к власти в марте 2005 года в результате «тюльпановой» революции — народного восстания против коррумпированного правления бывшего президента Аскара Акаева — Бакиев вновь увяз в препирательствах с оппозиционными партиями по поводу конституционного баланса власти. Хотя Кыргызстан продолжал оставаться единственной подлинно плюралистической страной Центральной Азии с действующим парламентом, динамичными СМИ и по-настоящему конкурентной политической системой, напряженное политическое соперничество между действующей властью и оппозицией привело к поляризации страны и процветанию организованной преступности, в результате чего независимое освещение новостей становилось все более опасным делом.

Отражая все более авторитарный стиль Бакиева, его правительство слишком остро отреагировало на сочувственное освещение многолюдных митингов оппозиции в ноябре 2006 года. Как сообщала местная пресса, в конце 2006 – начале 2007 гг. прокуратура и сотрудники Комитета национальной безопасности (КНБ) вызывали руководителей независимой телевизионной компании НТС на допрос в связи с освещением этих митингов.

Окончательный отказ Бакиева от достигнутого в ноябре 2006 года соглашения о конституционных полномочиях и последующие гонения на СМИ вызвали гнев политической оппозиции зимой 2007 года.

По мере возрастания напряженности в отношениях между Бакиевым и оппозицией в начале 2007 года в столичном Бишкеке и в сельской местности журналисты периодически сталкивались с преследованиями, угрозами и физической расправой за свои репортажи. В феврале, по сообщениям местной прессы, неустановленные лица ворвались в редакцию бишкекской оппозиционной газеты «Кыргыз руху» и подожгли помещение. Незадолго до этого газета опубликовала несколько статей с критикой в адрес помощника президента Курманбека Темирбаева.

В октябре неизвестный преступник в южном городе Ош застрелил Алишера Саипова, 26-летнего редактора выходящего на узбекском языке независимого еженедельника «Siyosat» («Политика») и внештатного корреспондента финансируемой правительством США радиостанции «Голос Америки» и ряда других иностранных информационных агентств. Перед убийством Саипову угрожали по телефону, за ним было установлено наблюдение, вероятно со стороны узбекских спецслужб. В ответ на его репортажи о политически мотивированных нарушениях прав человека в Узбекистане узбекские государственные СМИ поливали его грязью. На фоне предположений, что за убийством стоят узбекские спецслужбы, киргизские власти начали расследование этого преступления. (В Узбекистане контролируемые государством Интернет-провайдеры заблокировали в пределах страны доступ к статьям, описывающим убийство Саипова). В ноябре КЗЖ встретился с послом Кыргызстана в США Замирой Сыдыковой, чтобы потребовать тщательного и открытого расследования убийства Саипова.

За репортажи на темы, имеющие политический резонанс, пострадали даже журналисты более осмотрительной Киргизской государственной телерадиокомпании (КТР). По сообщениям местной прессы, в марте на окраине Бишкека корреспонденту КТР Кайрату Биримкулову были нанесены серьезные ранения головы двумя напавшими на него неустановленными лицами. Нападение произошло после того, как журналист сообщил о том, что директора Бишкекской железнодорожной компании «Кыргыз темир жолу» обвиняют в халатности и коммерческом подкупе. В течение нескольких недель перед нападением Биримкулову звонили с угрозами, а директор железнодорожной компании Нариман Тюлеев подал на журналиста в суд за клевету. После нападения Биримкулову продолжали угрожать по телефону, что вынудило его в октябре уехать в Швейцарию, как сообщило финансируемое правительством США Радио Свободная Европа/Радио Свобода.

По данным КЗЖ, 27 марта, по прошествии немногим более недели после нападения на Биримкулова, четверо неустановленных лиц похитили в Бишкеке Данияра Исанова, ведущего программы новостей на НТС, увезли его на окраину города и избили до бессознательного состояния с криками: «Это за НТС»! Придя в сознание на следующее утро, Исанов обнаружил, что лежит на улице; его госпитализировали со сломанным носом и синяками на лице.

Во время крупномасштабных протестов оппозиции в середине апреля у президентского дворца в Бишкеке ежедневно собиралось почти 10 000 демонстрантов, требующих отставки Бакиева. В ходе этих протестов нападениям подверглись не менее пяти местных и иностранных журналистов, но не всегда было ясно, являлись ли нападавшие активистами оппозиции или проправительственными провокаторами. По сообщению Лондонского института по освещению войны и мира, министр внутренних дел Болотбек Ногойбаев опроверг связь нападений с профессиональной деятельностью журналистов. «Наши сотрудники, как правило, убеждаются в том, что произошло случайное совпадение, но журналисты используют его как пиар для привлечения к себе внимания», — заявил он.

19 апреля, на девятый день протестов в столице, полиция силой разогнала толпу, а для ведения цензуры в оппозиционных СМИ были привлечены сотрудники КНБ и прокуратура. На следующее утро, по сообщениям прессы, около 30 сотрудников КНБ нагрянули в независимую типографию в Бишкеке и конфисковали тиражи четырех оппозиционных газет — «Агым», «Кыргыз руху», «Апта» и «Айкын» — а также электронные файлы, содержащие выпуски этих газет. По мнению Шамарала Майчиева, омбудсмена независимых СМИ страны, хотя эта операция осуществлялась при участии прокуратуры, она была проведена в нарушение закона, по которому для изъятия журналистских материалов необходимо соответствующее постановление суда.

Преследование руководства НТС после протестов ноября 2006 года и наступление на оппозиционные газеты в апреле 2007 года продемонстрировали тот факт, что Бакиев стал все больше полагаться на прокуратуру, КНБ и полицию для запугивания СМИ, передающих критические репортажи. По сообщению местной прессы, в мае в бишкекское управление КНБ был вызван редактор газеты «Новый Кыргызстан» Артем Петров для ответа на вопросы о связях с членами оппозиционных партий. В октябре сотрудники полиции конфисковали в Бишкеке 2500 экземпляров независимой газеты «Алкак», в которой была напечатана статья с критикой законопроекта Бакиева, направленного на ослабление полномочий парламента. (Это предложение было принято избирателями на референдуме, после чего Бакиев распустил парламент и назначил на декабрь выборы, которые выиграла его партия).

В течение всего года Бакиев и его союзники в парламенте откладывали или срывали проведение различных реформ СМИ, в том числе попытки преобразовать государственную вещательную компанию КТР в независимую общественную вещательную сеть. В марте, как сообщала местная пресса, Бакиев утвердил долго откладывавшийся закон о реформе КТР, а затем президентским указом назначил директора этой компании, что подрывало полномочия наблюдательного совета КТР, к прерогативе которого относятся такие назначения. В конце марта в парламенте началось обсуждение закона, выводящего клевету из числа уголовно наказуемых деяний, но до конца года этот законопроект так и не был принят, как сообщило Радио Свободная Европа/Радио Свобода.

Напряженные и временами конфронтационные политические разногласия между Бакиевым и его основным политическим оппонентом Феликсом Куловым, премьер- министром и бывшим главой КНБ, еще более усиливали многолетнюю клановость. В результате независимые и оппозиционные журналисты оказались в затруднительном положении между сторонниками Кулова, представляющими более русифицированный процветающий север, и приверженцами Бакиева, представляющими более религиозный и нищий юг, населенный узбеками.

По сообщениям местной прессы, «Пирамида», первая в стране влиятельная независимая телекомпания, известная своими критическими репортажами о Бакиеве, была втянута в судебные разбирательства по поводу прав собственности, в результате чего помещение телекомпании было арестовано, а ее банковские счета заморожены в течение большей части 2007 года. Согласно исследованию, проведенному вашингтонской организацией по обучению сотрудников СМИ «IREX», при низких доходах от рекламы некоторые владельцы СМИ стремились использовать свои каналы для продвижения политических интересов, что открывало возможности для давления на журналистов.

Авторитарные соседи — Узбекистан, Россия и Китай – советовали Бакиеву отказаться от продемократических западнических реформ. В августе в Бишкеке прошла встреча многосторонней Шанхайской организации сотрудничества — альянса государств Евразии с репрессивными режимами, стремящихся создать противовес военному присутствию США в регионе. Бакиев упрочил связи с лидерами из Ташкента, Москвы и Пекина, при этом незаметно дистанцируясь от демократических устремлений и связей с США и ЕС.

С полным текстом исследования КЗЖ можно познакомиться здесь .

Источник: http://www.journalist.kg/?pid=174&nid=224