Политик Азимбек Бекназаров, заключенный под стражу в рамках «Кемпирабадского дела», распространил письмо, в котором заявил, что следствие продвигается медленно, судебный процесс остановлен после первых заседаний.
Политик также отреагировал на заявления заместителя председателя кабинета министров Эдиля Байсалова, сделанные в ходе интервью «Азаттыку».
«Мы обращаемся в международные организации, потому что наша власть нас не слышит»
Бекназаров отметил, что обвинения в предательстве несостоятельны. Политик напомнил, что Кыргызстан может столкнуться с санкциями в случае невыполнения взятых на себя на международном уровне обязательств.
«Мы направляли заявления и обращения во все органы – президенту, Жогорку Кенешу, судам, прокуратуре и омбудсмену – о том, что мы стали политзаключенными только потому, что воспользовались гарантированными Конституцией правами о свободе выражения мнения по вопросу Кемпир-Абада. На сегодняшний день мы ни от кого не получили официального ответа. Суд провел два закрытых заседания и постановил, что дело будет рассматриваться в закрытом режиме. Но судьи уже полтора месяца находятся в отпуске. Мы просто так находимся в заключении? В каком законе это прописано? Это просто пытка», — написал на своей странице в Facebook Бекназаров.
28 июля Эдиль Байсалов в интервью «Азаттыку», отвечая на вопрос о задержанных по «Кемпирабадскому делу», назвал имена некоторых фигурантов дела – Равшана Джеенбекова, Азимбека Бекназарова и других. Зампред кабмина заявил, что «они, используя водохранилище как предлог, хотели осуществить смену власти». Он назвал неправильным обращение задержанных странам Запада с призывом ввести санкции в отношении Кыргызстана.
«В СИЗО все еще находятся 14 человек»
Судебный процесс по «Кемпирабадскому делу» начался 22 июня. На закрытом заседании Первомайский районный суд Бишкека рассмотрел ходатайства об изменении меры пресечения некоторым фигурантам на домашний арест, а также о проведении судебного процесса в открытом режиме.
23 июня Рита Карасартова и Атай Бейшенбек были отпущены под домашний арест, аходатайства по остальным фигурантам не были удовлетворены.
Адвокат Бекназарова Эркин Булекбаев подтвердил «Азаттыку», что с 23 июня судебных заседаний по этому делу не проводилось.
«Всего по «Кемпирабадскому делу» обвинения предъявлены 25 лицам. Под домашний арест отпустили 11 человек, в СИЗО все еще находятся 14 человек. Судебный процесс проходит очень медленно. Например, апелляция по мере пресечения, поданная в Бишкекский городской суд 23 июня, все еще не рассмотрена. По информации, предоставленной адвокатам, судья находится в отпуске. Дело по существу рассматривали в суде только дважды – 22-23 июня. С тех пор заседаний не было».
Материалы следствия по «Кемпирабадскому делу» состоят из 52 томов. МВД наложило гриф секретности на материалы, на основании чего судебный процесс проходит в закрытом режиме.
«Необходимости в закрытом рассмотрении дела нет»
Одна из фигурантов дела Рита Карасартова отметила, что доказательств «захвата власти» следствие не нашло. Правозащитница считает, что гриф секретности на дело наложен, чтобы скрыть ложь власти.
«В материалах следствия нет доказательств. Поэтому, чтобы не показывать общественности отсутствие доказательств, дело хотят оставить закрытым. Во время закрытых процессов там сидят судьи и прокуроры, лояльные властям. Поэтому какие бы доводы мы ни приводили, нас никто не услышит, журналистов и других лиц в зале не будет. Поэтому нет необходимости в закрытых заседаниях, можно сразу обвинительный приговор вынести. Мы видели, как некоторых фигурантов сразу после операции, в тяжелом состоянии, отправляли в СИЗО. Лучше пусть сразу выносят приговор, чем так издеваться».
Рита Карасартова не стала комментировать заявления Байсалова, отметив, что что «госслужащие вынуждены придерживаться своей этики».
В октябре 2022 года более 20 политиков и активистов были задержаны по подозрению в подготовке к организации массовых беспорядков. Расследование дела длилось почти восемь месяцев, в июне материалы передали в суд.
Сами задержанные считают уголовное дело политическим преследованием за их позицию по передаче земель Кемпирабадского водохранилища Узбекистану и созданием комитета по его защите. За этот период некоторые из фигурантов «Кемпирабадского дела» дважды объявляли голодовку, требуя от властей справедливого расследования и своего освобождения.
Между тем Министерство внутренних дел КР уверяет, что у следствия достаточно доказательств в отношении обвиняемых. Президент КР Садыр Жапаров не раз комментировал расследование «Кемпирабадского дела» и заявлял, что задержанные «будоражили народ», а также пытались организовать «госпереворот».
- 17 ноября 2022 года Жогорку Кенеш сразу в трех чтениях ратифицировал Договор о делимитации отдельных участках кыргызско-узбекской госграницы и Соглашения о совместном управлении водными ресурсами Кемпирабадского водохранилища. Согласно этим договоренностям, Узбекистану перешли 4485 гектаров под Кемпирабадским водохранилищем, а взамен Кыргызстана получил более 19 тысяч гектаров земли.