Задержанные по так называемому «Кемпирабадскому делу» Клара Сооронкулова, Рита Карасартова, Перизат Суранова, Орозайым Нарматова направили обращение к общественности, национальным и международным правозащитным организациям.
В обращении задержанные сообщили, что с 14 декабря объявляют голодовку — по причине «массовых политических репрессий, сопровождаемых фабрикацией уголовных дел, несправедливости и беззакония, осуществляемых по отношению к широкому кругу политиков, активистов, журналистов и блогеров».
«С 23 октября 2022 года мы лишены свободы на основании политически мотивированного, надуманного обвинения в совершении тяжкого преступления. При этом следственными органами не предпринимались какие-либо следственные действия в отношении обвиняемых. Несмотря на это суд Первомайского района продлил наше заключение под стражей до 20 февраля 2023 года. Мы заявляем, что руководство Кыргызстана, подавляя наши права и свободы, преследуя политическую оппозицию, системно уничтожает демократические основы кыргызского государства. В нашей республике утверждается не просто президентский авторитаризм, а его наихудшая, уродливая форма — тирания, с явными признаками террористического режима», — говорится в обращении.
В обращении отмечается, что задержанные ответственность за последствия голодовки возлагают лично на президента Садыра Жапарова, председателя ГКНБ Камчибека Ташиева, министра внутренних дел Улана Ниязбекова, генерального прокурора Курманкула Зулушева и исполняющих их волю следователей, прокуроров и судей.
Ранее сообщалось, что несколько фигурантов «Кемпирабадского дела» после продления сроков их ареста в суде заявили о намерении в знак протеста объявить голодовку.
В октябре были задержаны 26 политиков и активистов по подозрению «в подготовке к организации массовых беспорядков». Суд водворил их под стражу на 2 месяца, в декабре мера пресечения была продлена еще на два месяца.
Сами задержанные считают уголовное дело политическим преследованием за их позицию по передаче земель Кемпирабадского водохранилища Узбекистану и созданием комитета по его защите.
В СМИ назвали ситуацию «Кемпирабадским делом». Это событие осудил ряд местных и международных организаций.