Более 20 оппозиционных политиков и активистов, являющихся обвиняемыми по «Кемпир-Абадскому делу», требуют открытого суда. Бишкекский городской суд рассматривает апелляционную жалобу прокуратуры об отмене оправдательного приговора Первомайского районного суда в отношении обвиняемых по этому делу.
Постоянные переносы судебных заседаний
30 августа в Бишкекском городском суде должно было состояться рассмотрение апелляционной жалобы по «Кемпир-Абадскому делу». Назначенное на 9:00 заседание было перенесено на вторую половину дня из-за неявки государственного адвоката, назначенного обвиняемому Ильгизу Шаменову. В ходе заседания во второй половине дня новые адвокаты попросили время для ознакомления с материалами дела, после чего члены судебной коллегии дали им срок до 13 сентября.
23 августа подсудимые Азимбек Бекназаров и Ильгиз Шаменов попросили выделить им государственного адвоката. Бекназаров объяснил причину следующим образом:
«Вы сами видели, что, когда наше дело рассматривалось в районном суде, у пяти-шести наших адвокатов чуть не отобрали лицензии. Чтобы не причинить им вреда, на этот раз мы попросили государственного адвоката. «Кемпирабадцы» могут себя защитить сами, потому что среди нас есть бывшие депутаты Жогорку Кенеша, бывшие члены правительства, журналисты, юристы. Но наличие адвоката – обязательное условие».
Слушания в городском суде начались 6 августа, но из-за неявки Бекназарова и Шаменова заседание было перенесено на 23 августа, а потом – на 30 августа из-за просьбы обвиняемых предоставить им государственного адвоката.
14 июня судья Первомайского районного суда Бишкека Марат Сыдыков оправдал 22 политиков и активистов, подозреваемых в подготовке «массовых беспорядков» и «захвата власти» в рамках «Кемпир-Абадского дела».
До вступления решения суда в силу была изменена мера пресечения в отношении обвиняемых, находящихся под стражей, и они были освобождены.
На следующий день, 15 июня, президент Садыр Жапаров, комментируя решение суда, заявил, что, если бы он был судьей, то «обязательно назначил бы какое-нибудь наказание организаторам, хотя бы штраф или пробационный надзор».
1 июля прокуратура обжаловала в Бишкекском городском суде приговор районного суда. Прокуроры Медер Абдышев и Замира Байбагышева просят отменить приговор районного суда, признать подсудимых виновными и назначить им наказание.
Требование открытого суда
Судебные разбирательства по «Кемпир-Абадскому делу» проводились в закрытом режиме из-за наложенного грифа секретности на дело. Подсудимые считают, что после оправдательного приговора районного суда дело должно рассматриваться открыто.
Обвиняемая Перизат Суранова сообщила «Азаттыку», что фигуранты дела будут ходатайствовать в суде о проведении открытых заседаний.
«Наше главное требование – чтобы суд проходил открыто и была соблюдена законность. Как только начнется процесс, мы обратимся к судьям с просьбой провести процесс в открытом порядке. Сегодня в суде была попытка начать процесс, но из-за неявки одного адвоката заседание было отложено».
Обвиняемый Эрлан Бекчоро напомнил, что решение районного суда было неожиданным и отметил, что ожидает положительного решения и от городского суда.
«Неожиданно районный суд принял решение в нашу пользу и нас всех оправдали. Прокуратура в рамках закона имеет право подать апелляционную жалобу. Мы верим, что и городской суд нас оправдает».
Того же мнения придерживается и другой подсудимый – Айданбек Акмат уулу:
«Суд все время переносят. Не одно, а два заседания были отложены из-за отсутствия государственных адвокатов. Первомайский районный суд нас полностью оправдал и вынес решение, что мы не виновны. Поэтому мы ожидаем, что городской суд оставит в силе это решение».
В октябре 2022 года были задержаны 27 политиков, активистов и правозащитников, выступившим против передачи Узбекистану земли под Кемпир-Абадским водохранилищем, которое находится на кыргызско-узбекской границе.
Среди них были Орозайым Нарматова и Талантбек Эшалиев, дела в их отношении первыми были выделены в отдельное производство. После дела в отношении политиков Кенешбека Дуйшобаева, Бектура Асанова и Кубанычбека Кадырова также были отделены от общего дела.
Орозайым Нарматова и Кубанычбек Кадыров сообщили «Азаттыку», что их уголовные дела приостановлены.
Политолог Турат Акимов отметил, что «Кемпир-Абадское дело» приобрело политический окрас из-за того, что обвиняемые являются оппозиционные политики, выступающие с резкой критикой власти.
«Я думаю, они могут специальное принять решение, которое заставит их сидеть спокойно. Два года следователи и прокуроры их обвиняли, они, будучи невиновными, находились под стражей, и я думаю, что они могут принять решение облегченное, но не оправдательное, чтобы обвиняемые не могли потребовать компенсации за то, что сидели в СИЗО без вины. Я думаю, что они ищут такие пути», — сказал Акимов.
Ранее председатель Верховного суда Замирбек Базарбеков в интервью «Азаттыку» ответил на вопрос о причине затягивания суда по «Кемпир-Абадскому делу».
«Причин много. За задержку судебного разбирательства ответственны сами задержанные. Например, рассмотрение дела откладывается на другой день из-за неявки задержанных или их адвокатов. Также заседания переносятся из-за различных ходатайств. Иногда свидетели не приходят. Прокуратура все это хорошо знает», — считает Базарбеков.
Материалы «Кемпир-Абадского дела» были переданы в суд в июне 2023 года. Расследовавшие дело следователи наложило на дело гриф секретности. МВД предъявило подозреваемым обвинение по статье 36-278 («Подготовка к организации массовых беспорядков») УК КР, а некоторым фигурантам были предъявлены обвинения по статье 36-326 УК КР («Подготовка к насильственному захвату власти») УК КР.
Подозреваемые называют все обвинения политическим преследованием.