Министерство информации и коммуникаций Казахстана предлагает внести изменения в несколько законов, которые затронут интересы журналистов и СМИ: Закон о средствах массовой информации, Закон о телерадиовещании и Закон о рекламе. Среди позитивных поправок, таких как расширение возможностей журналистов для получения информации, определение статуса пресс-служб и пресс-секретарей и механизма их взаимодействия с журналистами, министерство предлагает совсем неоднозначные поправки, которые уже вызывают споры в казахстанском журналистском сообществе.
Чем же «грозят» поправки министерства будущему казахстанской журналистики? «Открытая Азия онлайн» выбрала четыре самых спорных предложения и попробовала разобраться в ситуации вместе с юристом INTERNEWS Ольгой Диденко.
1. Обязать журналистов проверять достоверность распространяемой информации
Сейчас проверка достоверности информации является правом, а не обязанностью журналиста. Молодых журналистов учат публиковать, по возможности, объективную информацию, используя правило нескольких источников. На одну тему должны быть представлены несколько точек зрения или мнений. Однако, по мнению министерства, «журналисты очень часто используют слухи в качестве источника информации», поэтому есть необходимость вменить им проверку достоверности информации в качестве обязанности.
Как это будет работать?
Сложно представить себе, как это может работать на практике. Журналисты не располагают арсеналом средств и методов для стопроцентной проверки информации, поэтому, конечно, будут ошибки, добросовестное заблуждение в том, что информация казалась журналисту правдивой и достоверной. Но неисполнение любой обязанности влечет определенную ответственность. Поэтому предложение министерства об обязанности журналистов проверять достоверность распространяемой информации кажется чрезмерным.
Что делать?
Этические стандарты журналистики как социально ответственной профессии никто не отменял. Проверка достоверности и объективности распространяемой журналистами информации – основа этических норм и правил журналистики. Совсем необязательно вменять эту обязанность в виде законодательного требования. Достаточно того, что журналисты будут активнее использовать и применять в своей деятельности этические нормы и правила профессии.
2. Анонимные комментарии в сети могут попасть под запрет
Что предлагает министерство?
Министерству не дает покоя возможность комментирования и публикации в сети под псевдонимами или анонимно, поэтому предлагается «конкретизировать положения, однозначно трактующие возможность размещения пользователями информации от своего имени или под псевдонимом».
Как это будет работать?
Если такие поправки будут приняты, то с анонимностью в Интернете можно будет распрощаться. Комментарии будут только восторженными, публикации – прославляющими; критические высказывания, да и вообще альтернативная точка зрения станут редкостью, если не исчезнут вовсе.
Что делать?
Одна из привилегий журналистской профессии и право журналистов – публиковать материалы под своим или вымышленным именем (псевдонимом). Не всегда и не все материалы можно опубликовать под реальным именем автора; слишком серьезны иногда могут быть последствия для него самого, его жизни, здоровья и его близких и родных. Каждый год увеличивается количество нападений на журналистов и убийств из-за профессиональной деятельности. В Казахстане тоже немало таких случаев — правда, в прошлом. Однако если предложение министерства будет принято, случаи нападения на журналистов и убийства опять могут стать реальностью. Чтобы этого не случилось, журналисты должны высказать ясно и четко свою позицию по вопросу законности или незаконности псевдонимов.
3. Блоги казахстанцев как средства массовой информации
Что предлагает министерство?
Считать блоги средством массовой информации. Министерство так и указало, что «предлагается пересмотреть действующее в законодательстве понятие «интернет-ресурс» применительно к блогерам. В Казахстане и так уже каждый сайт – СМИ, но министерство захотело сделать блоги особой категорией СМИ и ввести их регистрацию.
Как это будет работать?
Пока непонятно. Нужны определенные критерии, которые бы характеризовали блог как СМИ и помогали его автору определиться с тем, является ли его блог таковым или нет. Без наличия таких критериев и методики определения рассуждать о том, что блоги казахстанцев необходимо приравнять к СМИ, преждевременно.
Что делать?
Изучить законодательный опыт и передовую практику развитых стран по регулированию интернет-ресурсов и отказаться от идеи контролировать буквально все и всех.
4. Обязать журналистов брать собственноручное письменное разрешение на распространение сведений из личной жизни и персональных данных
Что предлагает министерство?
Самое обсуждаемое и дискутируемое предложение министерства заключается в том, что журналистов хотят обязать «брать от лица, чья информация подлежит разглашению, собственноручное письменное разрешение на разглашение сведений из личной жизни и персональных данных». Сейчас это невозможно в силу положений Закона РК «О персональных данных и их защите».
Как это будет работать?
«Ура! Наконец-то, теперь журналисты не будут совать нос в мои дела!» — воскликнут настоящие и будущие герои журналистских публикаций и сюжетов, если эта поправка будет принята. Они будут правы. Эта поправка означает медленную, но верную смерть казахстанской журналистики, конец журналистских расследований (если они еще есть в казахстанской прессе) и полное обезличивание критических материалов. «Депутат И.», «чиновник Д.», «жена прокурора Р.», «судья K.» — так после принятия этой поправки будут указываться главные герои журналистских публикаций. Не ждите помощи от журналистов и СМИ в деле противодействия коррупции, в раскрытии общественно значимой информации или информации о криминальных событиях.
Что делать?
Исключать это предложение министерства, не рассматривать его вообще и оставить для журналистов возможность исполнять свой профессиональный долг честно и в соответствии с этическими стандартами профессии.
http://theopenasia.net/articles/detail/4-strashnye-popravki-v-zakon-o-smi/