Правозащитница Рита Карасартова, задержанная по Кемпир-Абадскому делу дала интервью изданию «Новые лица». В нем она рассказала, что за четыре месяца следствия, ее вывозили из СИЗО в МВД лишь один раз, где задали вопросы касательно ее аккаунтов в соцсетях.
«Следствие ведется группой из 20 лучших следователей Кыргызстана. Очень надеюсь, что оно находится на заключительной стадии. Измором нас взять не получится», — отметила она.
Высказалась Карасартова и о засекречивании Кемпир-Абадского дела. По ее словам, такое решение, принятое МВД, незаконно. Она считает, что дело засекретили, чтобы «широкая общественность не видела этого позора, чтобы свободные СМИ не освещали этого позора правоохранителей».
«Я точно знаю, что в наших действиях нет противозаконного и спекуляции вокруг освобождения женщин, не делают чести высшему руководству. [Президент Садыр Жапаров] наоборот должен был обеспечить открытость, чтобы все видели, какое незаконное действие было нами совершено. Персонально показать вину каждого, транслировать судебные процессы. Только тогда народ начнет доверять властям, узнает, какие действия могут привести к потере свободы. Наши слова подкреплены логикой, поэтому нашими устами народ узнает, что король-то “голый”! Он хочет всем закрыть рот, а это невозможно!» — сказала правозащитница.
Карасартова также сообщила, что задержанным по делу отказывают в праве на свидания и телефонные разговоры с родными.
«Заключенные под стражу имеют право на свидание с близкими и право на телефонные разговоры. Но, согласно правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов, где мы уже четыре месяца находимся, это право должно быть согласовано с органом, в производстве которого находится уголовное дело. Так как наше дело уже пять месяцев на следствии, с согласования (главного) руководителя следственной группы, нам отказывают. Не иметь возможности связываться с близкими – это пытки», — говорит правозащитница.
Кемпир-Абадское дело
В октябре 2022 года милиция задержала около 30 активистов, политиков и правозащитников, критиковавших власти из-за передачи Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану. Часть из них являются членами комитета по защите Кемпир-Абадского водохранилища, который создали за день до арестов.
Все задержанные проходят подозреваемыми по статье «Приготовление к организации массовых беспорядков». Почти всех арестованных несколько месяцев содержат в СИЗО-1 Бишкека.
Фигуранты этого дела не признают своей вины и говорят о давлении, а также утверждают, что уголовное преследование началось из-за их позиции по Кемпир-Абаду. В знак протеста почти все фигуранты дела с требованием отпустить их на свободу держали голодовку, доходившую в ряде случаев до двух недель.
Арест активистов и политиков осудили ряд депутатов, а Международная правозащитная организация Human Rights Watch призвала власти Кыргызстана освободить всех арестованных.
Президент Садыр Жапаров, комментируя обращение родных задержанных с просьбой освободить дела, заявил, что не может никому дать приказ освободить кого-либо.
Жапаров настаивает, что никто не вмешивается в работу судей по этому делу. Он считает, что фигурантов Кемпир-Абадского дела арестовали «своевременно» «за планы госпереворота». По его словам, обвиняемые якобы ходили на собрания, где обсуждали планы госпереворота и количество людей на предстоящих митингах.