Ольга Модина, начальник отдела персонала медиахолдинга «Эксперт», делится собственными выводами о том, каких навыков и умений не хватает журналистам, пиарщикам и другим специалистам, занятым в медиабизнесе.
Нужно очертить круг лиц, о которых пойдет речь. Для начала я бы выделила две категории специалистов. Первая — выпускники профильных вузов. Вторая — это специалисты, пришедшие в медиа из других отраслей.
Выпускники журналистских факультетов университетов и институтов на своем первом месте работы сталкиваются с рядом трудностей. Оказывается, то, чему их учили на протяжении 5—6 лет, далеко от реальности. Они почти не знают, как писать, какие бывают жанры материалов, как собирать информацию, как строится текст, в чем вообще заключается работа журналиста. Зато у них есть большие ожидания и чувство собственной важности. Несколько иначе обстоит ситуация с теми выпускниками, которые за время учебы успели поработать в журналах или газетах под началом опытных журналистов. В медиа очень большую роль играет наставничество. Если молодому специалисту или студенту повезет, и ему встретится увлеченный своей работой человек, можно сказать, что половина дела сделана.
Какими именно знаниями должен обладать молодой журналист? Первое и обязательное условие — это любознательность, интерес к жизни. Это умение видеть события так, чтобы максимально глубоко проникнуть в суть происходящего, чтобы суметь увидеть и показать то, что до этого было скрыто.
Специалисту сферы медиа нужны те же качества, которые необходимы любому другому профессионалу.Во-первых, сотрудник должен любить дело, которым он занимается, искренне интересоваться им, он должен стремиться к саморазвитию, росту в профессии. Но, помимо этого, медиапрофессионал должен быть человеком собранным, очень стрессоустойчивым, обладать моментальной реакцией. Это связано со спецификой, например, телевизионного производства. Когда ведущий новостей прямо во время прямого эфира узнает о произошедшем ЧП, он должен мгновенно сориентироваться, чтобы суметь не просто донести эту новость зрителю, но и правильно ее подать. На это способен далеко не каждый. С другой стороны, по опыту могу сказать, что стрессоустойчивость и реакция — качества не врожденные, а приобретенные. А телевидение и радио — та среда, которая формирует эти качества в человеке.
Есть еще важный момент, который неотъемлем в медиа — это талант. То, что очень трудно поддается измерению. Конечно, можно быть неплохим журналистом, использовать годами накопленный опыт, выдавать неплохие тексты, а можно своим творчеством влиять на жизни других людей. В медиаиндустрии большое значение придается уникальности, эксклюзивности специалиста. Талантливого человека может отличать от коллег индивидуальный стиль написания статей, фото, выполненные в определенной манере, или рисунки, свойственные только этому художнику.
Насколько трудно адаптироваться в медиа второй категории сотрудников, который пришли из других отраслей? Все зависит от того, проявят ли новички гибкость, как быстро примут корпоративную культуру, насколько смогут разделить ценности компании.
В медиа есть очень тонкая, но очень ощущаемая вещь — творческая атмосфера. И если она близка человеку, если есть желание работать в СМИ — значит мир медиа примет «новичка в профессии».