Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В социальных сетях появились фейковые страницы супруги президента Кыргызстана Айгуль Жапаровой. Эти страницы обещают денежное вознаграждение в размере 100 тыс. сомов тем, кто напишет свое имя в комментариях. Глава пресс-службы президента Дайырбек Орунбеков призвал пользователей соцсетей быть бдительными, чтобы не стать жертвой обмана.

Как сообщили в пресс-службе президента, первая леди решила не реагировать на эти фейки в отношении себя.

«Ранее были зафиксированы случаи, когда от имени первой леди Айгуль Жапаровой создавались фейковые аккаунты и распространяли недостоверную информацию. В социальных сетях довольно часто встречается подобное мошенничество. У Минкультуры нет возможности принять какие-либо меры в отношении социальных сетей. Если недостоверные сведения распространяет информационный сайт, то его могут предупредить, направить ему уведомления», — сообщил Kaktus.media Орунбеков.

Если же в отношении гражданина распространяли недостоверные сведения, порочащие его честь и достоинство, то он вправе обратиться в правоохранительные органы. Первая леди Айгуль Жапарова не отреагировала на вышеуказанную фейковую информацию.

Почему это важно?

Авторы закона, среди которых была и депутат Гульшат Асылбаева, продвигали его как меру по борьбе с фейковой информацией. Закон в равной степени должен был защищать интересы всех граждан во всех случаях. Однако под благовидным предлогом власти узаконили инструмент для борьбы с независимыми медиа. Собственно, в самом законе всего семь статей, в которых речь идет только об информационных сайтах. Несколько месяцев назад группа депутатов внесла в Жогорку Кенеш законопроект о поправках в этот закон, но документ еще не поступил в комитеты.

В настоящее время у Минкультуры нет технической возможности блокировать аккаунт или удалять пост в социальных сетях по закону Гульшат Асылбаевой, но ведомство пытается вести переговоры с представительствами Facebook и Instagram о такой возможности. Поэтому в случае фейковой информации об Айгуль Жапаровой закон Гульшат Асыбаевой неприменим.

Однако по закону любой гражданин может пожаловаться в правоохранительные органы с жалобой на распространение недостоверной информации в отношении себя. Выяснить, фейковый это аккаунт или страница реального пользователя, — задача уже правоохранительных органов. Тем более у правоохранительных органов есть опыт установления личности пользователя, его местонахождения с последующим привлечением его к ответственности. Дело администратора страницы Bespredel.kg Автандила Жоробекова это подтверждает.

Однако в случае с Айгуль Жапаровой распространение фейковой информации решили проигнорировать, ограничившись лишь опровержением. Но в случае других кейсов, связанных с деятельностью независимых СМИ и гражданских активистов, госмашина работает вовсю.

Например, следующее:

  • В октябре 2022 года Минкультуры, опираясь на Закон «О защите от недостоверной (ложной) информации», сообщило о блокировке сайтов «Азаттык» и «Настоящее время» на два месяца. Издания обвинили в распространении якобы недостоверных сведений о событиях на границе с Таджикистаном. В настоящее время разбирательства продолжаются.
  • В феврале этого года государственный канал ЭлТР, опираясь на этот же закон, потребовал от Минкультуры заблокировать издание «ПолитКлиника». Причина — сюжет о Садыре Жапарове. «ПолитКлиника», опираясь на открытые источники и официальные данные, сделала вывод о том, что ЭлТР манипулирует информацией, говоря о том, что при Садыре Жапарове Кыргызстан не получил ни сома в долг на энергосектор. По данным главного редактора «ПолитКлиники» Дильбар Алимовой, за этой ситуацией стоит администрация президента.

Получается, власти борются с фейками лишь тогда, когда им это нужно самим, а в остальных случаях неудобную правду готовы назвать фейком, а на самый очевидный фейк закрыть глаза?

https://kaktus.media/477928