31 марта 2018 года состоится ожидаемый всеми политиками съезд СДПК. На нем председателем партии должны выбрать бывшего президента Алмазбека Атамбаева, который является единственным кандидатом. Еще социал-демократы планируют заслушать отчет о работе партии за последние годы. Вряд ли там рассмотрят такой вопрос, как давление представителей партии и ее ставленников на СМИ, отдельных журналистов и пользователей соцсетей.
Kaktus.media вспоминает, какие претензии и на какие суммы представители или ставленники партии власти имели к критикам, какие уголовные дела заводились структурами, возглавляемыми теми, кого в том числе СДПК наделила полномочиями защищать права и свободы. Часть информации взята у ОФ «Институт Медиа Полиси», представляющего в судах интересы журналистов.
2011 год
Депутат Дамира Ниязалиева оценила свои честь и достоинство в 1 млн сомов, подав иск к малоизвестной газете «Чон казат».
2012 год
Ставки возросли вместе с влиянием партии. Честь и достоинство депутата Ирина Карамушкиной оказалась в пять раз дороже. Она подала в суд на 5 млн сомов на ИА «24.kg» и журналиста Махинур Ниязову за публикацию об аварии со смертельным исходом, виновником которой стал водитель парламентария. После долгих разбирательств суд посчитал, что репутация у Карамушкиной не такая дорогая — агентство выплатило монетами 5 000 сомов.
2013 год
Спикер Жогорку Кенеша Чыныбай Турсунбеков подал в суд на сайт kyrgyztoday.org (сайт экс-депутата Бегалы Наргозуева), оценив ущерб своей репутации разумнее и потребовав 100 000 сомов. Суд установил взыскать с ответчика 10 тыс. сомов.
2014 год
Чыныбай Турсунбеков подавал в суд на kyrgyztoday.org четыре раза. Трижды требовал по 100 тыс. сомов, последний раз не на шутку рассердился — в иске фигурировало уже 500 тыс. В одном случае с редакции взыскали 10 тыс. сомов, в другом — 5 тыс., в третьем — 5 тыс., в четвертом — 25 тыс.
Депутат Эркингуль Иманкожоева не стала мелочиться, потребов с газеты «Учур» 500 тыс. сомов, взыскали только 1 000 сомов.
2015 год
Этот год можно назвать началом беспрецедентного давления на СМИ. Чыныбай Турсунбековподал иск на 10 млн сомов (!) в отношении «Азаттыка». Закончилось дело мировым соглашением и опровержением.
Этот год запомнился многочисленными судами, связанными с «Вечерним Бишкеком». Не без помощи судей, проходящих отбор через аппарат президента, собственники сменились, но социал-демократы вышли сухими из воды. Причастность к этому скандалу советников президента Фарида Ниязова и Икрамжана Илмиянова так и осталась недоказанной.
Помимо того, что «Вечерний Бишкек» обложили гражданскими судами, связанными с переделом собственности, подавались и иски о защите чести и достинства.
Икрамжан Илмиянов, покинув пост замруководителя аппарата президента, подавал в суд на «Вечерний Бишкек» дважды. В первом случае соответчиком стал автор блога Уран Ботобеков. Тогда истец требовал 5 млн сомов, потом потребовал 10 млн с медиахолдинга. Дело неизвестно как завершилось уже после смены собственника, но первые инстанции «Вечерний Бишкек», когда принадлежал Александру Киму, проиграл.
Бывший телохранитель Алмазбека Атамбаева Эркин Мамбеталиев, который официально к СДПК никакого отношения не имел, тоже начал судиться с «Вечерним Бишкеком». Свою репутацию он оценил в рекордные 50 млн сомов.
На журналиста Дайырбека Орунбекова вообще сначала возбудили уголовное дело за заведомо ложный донос. Но позже Конституционная палата разъяснила, что к журналистам эта статья не относится. Потом генеральный прокурор Индира Джолдубаева подала иск в отношении Орунбекова в защиту чести и достоинства президента Алмазбека Атамбаева. Ущерб его репутации оценили в 2 млн сомов. Все судебные инстанции ответчик проиграл. Т. к. денег у него не оказалось, на него возбудили уголовное дело за неисполнение решения суда. Далее шли процессы по избранию меры пресечения.
В начале 2017 года в отношении журналиста прекратили уголовное дело по амнистии. По этой статье его привлекать не могут, но 2 млн сомов он все еще должен. Так как их у него нет, он не платит.
2016 год
В этом году было затишье перед бурей, которая случилась в 2017 году.
Депутат парламента Дастан Бекешев подал в суд на сайт kyrgyztoday.org, требуя непривычные для властей и представителей СДПК 20 тыс. сомов. Дело закрыли по ходатайству истца.
Зато журналисты наслушались оскорблений и критики о своей работе из уст президента Атамбаева.
2017 год
Этот год войдет в историю кыргызстанской журналистики как год судебного и административного беспредела в отношении медиа.
6 марта Атамбаев выступил с критикой СМИ. В тот же день генпрокурор Индира Джолдубаеваподала два иска против сайтов Zanoza.kg и «Азаттык».
Всего за март-апрель она подала пять исков в защиту чести и достоинства Алмазбека Атамбаева в отношении сайта Zanoza.kg и ее учредителей на общую сумму 27 млн сомов. По этим искам были соответчики. Так, с «Азаттыка» потребовали еще 20 млн сомов, с директора правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакуповой — 3 млн сомов, с двух адвокатов политика Омурбека Текебаева — 10 млн сомов. В общем, на 60 млн сомов.
С «Азаттыка» претензии через месяц после подачи исков отозвали. Все инстанции ответчики проиграли, а потом и суды, связанные уже со взысканием этой суммы.
Суды шли весь год. Теперь депутаты называют это борьбой с оппонентами.
Сейчас проходят процессы по продаже имущества ответчиком. Чолпон Джакупова проиграла вторую инстанцию, где рассматривался вопрос о выставлении на торги ее коттеджа. В начале апреля начнется процесс по выставлению на торги имущества одного из адвокатов Текебаева Таалайкуль Токтакуновой. У владельцев сайта Zanoza.kg, который прекратил свою работу в середине 2017 года, имущества не оказалось. Каким образом взыскивать миллионы, непонятно. В выплате в рассрочку суды тоже отказали. Всем ответчикам запретили выезд из страны.
В марте подала в суд на ИА «24.kg» и правозащитницу Риту Карасартову на 1 млн сомов. Дело пока не закончено.
В марте МВД, где ставленником является представитель партии власти и бывший телохранитель Атамбаева Улан Исраилов, выдворили из страны журналиста REGNUM Григория Михайлова.
Тем временем оскорбления в адрес журналистов со стороны президента продолжились. Атамбаев в свой последний год президентства называл журналистов клеветниками и моральными уродами.
Также в марте пришли арестовывать бывшего владельца «Вечернего Бишкека Александра Кима. Хозяйственным спором с нынешним владельцем медиахолдинга зачем-то занялась Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями, при этом никто государству ничего не должен. Уже в 2018 году судья Свердловского районного суда Санжар Чотонов приговорил его условно к 6 годам колонии.
В мае разразился скандал из-за депутата от СДПК Жылдыз Мусабековой, когда журналист газеты «Алиби» выложила аудиозапись разговора с оскорблениями и угрозами парламентария. От депутатов фракции СДПК требовали обсудить ее неэтичное поведение, на заседания социал-демократка не являлась. Уже в августе политсовет партии не стал наказывать Мусабекову, что многое говорит о нормах допустимого поведения по отношению к другим в партии власти.
В июне власти заблокировали доступ к сайту «Фергана». А ГКНБ возбудил уголовное дело в отношении Улугбека Бабакулова, который был вынужден покинуть страну.
В августе Генеральная прокуратура подала иск в отношении телеканала «Сентябрь», требуя его закрыть. В декабре Верховный суд встал на сторону истца.
Еще активиста Мавляна Аскарбекова привлекли в качестве подозреваемого по уголовному делу о крушении самолета. Он связывает это со своими высказывания. Ведь это не первые претензии к нему.
В январе 2017 года депутат Дастан Бекешев подал на него в суд. Это дело было бы не столь интересным, если бы не судились из-за поста в социальной сети Facebook. Аскарбеков по решению суда опубликовал на своей странице опровержение, не удаляя его в течение месяца, это парламентария не удовлетворило. С ответчика взыскали только госпошлину в 700 сомов. Но Бекешев инициировал поправки в законодательство, касающиеся таких публикаций, считая, что сумма ущерба должна быть не меньше 20 тыс. сомов. Несмотря на то что все его изменения уже прописаны в действующем законодательстве, от своей инициативы, напоминающей имитацию бурной деятельности, он не отказывается.
Особняком стоит уголовное дело в отношении Зулпукара Сапанова. Его обвинили в разжигании межнациональной розни после написания… книги «Кыргыз санжырысы». ГКНБ завел дело за мнение, изложенное в книге, в феврале. Более того, суд первой инстанции приговорил его к четырем годам колонии усиленного режима. В сентябре в горсуде удалось изменить решение — ему дали два года условно.
Также 2017 год запомнился тем, что собирались арестовать поэта Темирлана Ормукова по заявлению Дастана Бекешева, обвинявшего его в заведомо ложном доносе по делам, связанным с Кыргызским обществом слепых. Сам же Ормуков считает, что прищучить власти его решили за посты в соцсетях.
В разгар предвыборной кампании кандидат в президенты Сооронбай Жээнбеков подал иск на 10 млн сомов на ИА «24.kg» и журналиста Кабая Карабекова. Когда Жээнбеков стал президентом, претензии к информагентству на 5 млн сомов он отозвал, Карабеков по решению Верховного суда все еще должен выплатить 5 млн.
В декабре депортировали журналиста агентства Agence France-Presse Криса Риклтона, который много лет проживает в Бишкеке. ГКНБ посчитал, что он нарушил визовый режим. Журналист считает, что это произошло потому, что МИД много месяцев тянул с аккредитацией.
2018 год
В отношении журналиста Эльнуры Алкановой возбудили уголовное дело за статью, где упоминается премьер-министр Сапар Исаков за разглашение банковской тайны. Следствие не завершено, но ей запретили выезд из страны.
Последним рекордом стал иск активного члена СДПК Алга Кылычева к ресурсу kyrgyztoday.org и активисту Мавляну Аскарбекову. Он требует взыскать 70 млн сомов.Слушания в суде еще не начались.
Медиаорганизации обращались к депутатам парламента, в том числе к фракции СДПК, чтобы они провели слушания по ситуации в медиасфере, но на это до сих пор не отреагировали.