За время моей карьеры мне пришлось интервьюировать десятки людей, переживших тяжелые, травмирующие события. Каждый раз я мучительно думала о том, что моя работа может принести им новые страдания.
Оправдывает ли моя журналистская миссия вторжение в их личное пространство? Не слишком ли много я расспрашиваю о деталях произошедшего? Веду ли я себя уважительно, проявляю ли эмпатию? Можно ли сказать, что интервью как-то положительно повлияло на жизнь людей, с которыми я разговаривала?
В результате я поняла: журналисты должны больше знать о том, как работать с жертвами травмирующих ситуаций.
Очень часто перед людьми, пережившими такие события, встает стена горя. Как пробиться к ним, не причиняя новых страданий? Чего журналистам следует избегать?
«Никогда не говорите: «Я понимаю, что вы чувствуете», потому что это не так, даже если вы сами пережили трагедию, – советует медиаэксперт Стив Буттри. – Это самая большая ошибка, которую может сделать репортер, разговаривая с людьми, пережившими травматический опыт. Лучше всего сказать: «Я бы хотел рассказать вашу историю». Это дает человеку понять, что это его история, и он может контролировать то, как ее рассказывают».
Интервьюируя беженцев, спасшихся от насилия в родных странах, Буттри расспрашивает их с большой осторожностью.
«Некоторые жертвы травматических событий чувствуют терапевтический эффект и освобождение, рассказывая о том, что с ними произошло, – говорит он. – Если они отказываются говорить, возможно, они еще недостаточно восстановились после травмы. Проявите уважение к их чувствам и отдавайте себе отчет в том, что ваши вопросы могут усилить их страдания».
Буттри предложил советы, как работать с людьми, пережившими травму.
Не предполагайте заранее, что вам откажут
«Это одно из важных для меня правил в журналистике … вы можете считать (и зачастую это так и будет), что человек, переживший бедствие, или скорбящая мать не захотят говорить с вами. Но это их история, а не ваша. Скажите этому человеку, что вы хотите рассказать эту историю. Если он или она согласится, отнеситесь к этому с уважением и постарайтесь хорошо сделать свою работу. Если вам откажут, уважайте это решение и скажите этому человеку, что он или она может, если захочет, рассказать вам свою историю позже».
Спрашивайте о самом человеке, а не только о том, что с ним случилось
«Я начинаю спрашивать о бытовых вещах. Я хочу узнать о жизни этого человека не только чтобы завязать разговор, но и чтобы понять контекст его истории … Я спрашиваю о семье, о школе, работе и тому подобных вещах. Зачастую сам интервьюируемый начинает говорить о травме, когда он готов к этому, и я уже получил достаточно информации о контексте событий».
Используйте помощь третьих лиц
«Иногда люди не реагируют на просьбу об интервью. Но, возможно, вам удастся связаться с членом семьи, священником, директором похоронного бюро, соседом или сослуживцем этого человека, которые помогут вам договориться об интервью. Я десять месяцев пытался договориться с племянницей жертвы домашнего насилия, а потом она помогла мне организовать интервью».
Буттри – директор студенческой газеты, издаваемой в школе массовых коммуникаций Университета штата Луизиана (Manship School of Mass Communication). Другие его советы можно найти здесь.
Еще один полезный ресурс – Центр журналистики и травмы Дарт. Очень рекомендую это видео «Сделать все правильно – этический подход к освещению историй о людях, переживших травму» – на нем люди, пережившие травматические ситуации, рассказывают о том, как к ним относились представители СМИ.
Когда я провожу тренинги для представителей медиа в Пакистане, Южном Судане и других зонах конфликтов, я использую ролевые игры и упражнения, обучающие опрашивать людей, переживших травму. Я использую материалы Центра Дарт и собственный опыт. Некоторые правила всегда остаются верными:
Еще до того как вы начнете задавать вопросы, ведите себя с жертвой трагедии как можно более вежливо. Объясните, что материал, над которым вы работаете, может быть опубликован.
Уважительно относитесь к каждому человеку.
В самом начале просто скажите: «Мне очень жаль, что вам пришлось пройти через это» или «Мне жаль, что это произошло». Покажите им, что вам не все равно.
Дайте тем, кого вы интервьюируете, ощущение, что они контролируют ситуацию. Спрашивайте у них, где они хотят организовать разговор, хотят ли они, чтобы с ними на интервью пришел кто-то еще.
Мое самое главное правило: не навреди.
Фотография принадлежит jsawkins, лицензия СС сайта Flickr.