Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Министерство внутренних дел разработало проект нового закона «Об оперативно-разыскной деятельности». Законопроект опубликован для общественного обсуждения.

Ведомство отмечает, что на сегодняшний день оперативные подразделения МВД адаптировали свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми в рамках судебно-правовой реформы.

Изменение концепции уголовного судопроизводства в части интеграции отдельных оперативно-разыскных мероприятий в уголовный процесс в качестве специальных следственных действий повлекло за собой кардинальное изменение организации и тактики осуществления оперативно-разыскной деятельности.

В связи с чем, сообщает МВД, назрела необходимость в пересмотре отдельных положений действующего закона и разработке новой редакции Закона «Об оперативно-разыскной деятельности».

В законе, по данным инициатора, исключены нормы о проведении оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан в случаях, не терпящих отлагательств.

Согласно проекту, целью закона являются защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачи оперативно-разыскной деятельности

Задачами оперативно-разыскной деятельности являются:

  • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности КР;
  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов следствия и суда, уклоняющихся от уголовного преследования, розыска без вести пропавших, установление личности человека, не способного в силу возраста или здоровья сообщить о себе установочные данные, установление персональных данных неопознанного трупа, а также в иных случаях предусмотренных законодательством;
  • обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, обеспечение защиты участников уголовного судопроизводства и их близких родственников.

Принципы оперативно-разыскной деятельности

Оперативно-разыскная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Гарантии соблюдения прав и свобод личности в оперативно-разыскной деятельности

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, при проведении оперативно-разыскных мероприятий обязаны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, неприкосновенность жилища, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений. Не допускается осуществление оперативно-разыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом.

Лицо, полагающее, что действия органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, привели к ограничению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность, прокурору или в суд.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность, по требованию прокурора или суда обязан представить ему оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением данных:

  • о лицах, внедренных в окружение объекта оперативного интереса;
  • о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
  • о лицах, конфиденциально содействовавших или содействующих проведению оперативно-разыскных мероприятий;
  • о частной жизни третьих лиц;
  • об организации и тактике проведения оперативно-разыскной деятельности и иных сведениях, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю надзирающий прокурор или судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения в том объеме, который затрагивает их права и законные интересы, в порядке и сроки, установленные законодательством КР о порядке рассмотрения обращений граждан.

Сведения, полученные в результате оперативно-разыскных мероприятий, в отношении лица, виновность которого не доказана в установленном законом порядке, уничтожаются.

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, запрещается:

  • проводить оперативно-разыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественных объединений и религиозных организаций, зарегистрированных в
  • установленном законом порядке, с целью оказания влияния на характер их деятельности;
  • проводить проверки субъектов предпринимательства, за исключением случаев, когда предпринимательская деятельность осуществляется незаконно, угрожает жизни и здоровью граждан, наносит экологический урон окружающей среде, а также когда нарушаются строительные нормы и правила сейсмостойкого строительства зданий и
  • сооружений;
  • разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-разыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных законами;
  • совершать действия, создающие реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, кроме случаев крайней необходимости и необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, исполнение закона, приказа (распоряжения), обязанностей по должности, обоснованного риска, выполнения специального задания;
  • склонять и провоцировать граждан к совершению правонарушения, использовать насилие, угрозы, шантаж и иные неправомерные действия, ограничивающие права граждан, фальсифицировать оперативно-разыскные материалы, а равно использовать заведомо недостоверные либо ложные сведения.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда в соответствии с законодательством.

Оперативно-разыскная деятельность, осуществляемая с нарушением закона, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

Оперативно-разыскные мероприятия

Оперативно-разыскные мероприятия подразделяются на не ограничивающие конституционные права граждан и проводимые по специальным следственным действиям.

Оперативно-разыскными мероприятиями, не ограничивающими конституционные права граждан, являются:

  • оперативный опрос;
  • наведение справок;
  • отождествление личности;
  • создание конспиративных предприятий или организаций;
  • оперативный эксперимент;
  • оперативная установка;
  • поиск технических средств незаконного снятия информации;
  • оперативный поиск в сети Интернет;
  • электронное распознавание объектов.

Оперативно-разыскными мероприятиями, проводимыми по специальным следственным действиям, являются:

  • негласное прослушивание и запись разговоров (с использованием видео-, аудиотехники и специальных технических средств);
  • получение информации о соединениях между абонентами или абонентскими устройствами);
  • контролируемые поставки (проверочные поставки);
  • проверочные закупки (контрольный закуп);
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности (проникновение и обследование нежилого помещения или иного недвижимого имущества, находящегося во владении или распоряжении лица);
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание и запись переговоров, производящихся по телефону и другим переговорным устройствам;
  • получение компьютерной информации;
  • оперативное наблюдение за лицом или местом;
  • сбор образцов для сравнительного исследования (экспертизы);
  • оперативное внедрение в преступную среду или имитация преступной деятельности.

Основания проведения оперативно-разыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-разыскных мероприятий являются:

1. Досудебное производство.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, сведения:

  • о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной и экологической безопасности;
  • о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
  • о лицах, безвестно отсутствующих или не способных в силу возраста или здоровья сообщить о себе установочные данные и обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении в отношении охраняемых лиц мер безопасности, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством в сфере защиты участников уголовного судопроизводства.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии со вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является КР.

7. Постановление следственного судьи о проведении специальных следственных действий в сроки и порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом.

Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, в пределах своей компетенции вправе также собирать данные, характеризующие личность граждан, необходимые для принятия решений:

  • о допуске к сведениям, составляющим государственные секреты, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
  • о допуске к участию в оперативно-разыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
  • об установлении и о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-разыскных мероприятий;
  • по обеспечению безопасности органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

Условия проведения оперативно-разыскных мероприятий

Гражданство, национальность, пол, место жительства, должностное, социальное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-разыскных мероприятий на территории

Кыргызстана, если иное не оговорено законом.

Основания прекращения оперативно-разыскных мероприятий

Оперативно-разыскные мероприятия прекращаются:

  • при выполнении задач, для решения которых их проведение было предусмотрено;
  • в случае установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной возможности решения поставленных задач;
  • при выявлении обстоятельств, исключающих привлечение проверяемого лица к ответственности по основаниям, предусмотренным уголовным законодательством;
  • по истечении сроков проведения оперативно-разыскных мероприятий по специальным следственным действиям.

Организация и тактика проведения оперативно-разыскных мероприятий, осуществляется в порядке, определяемом кабинетом министров.

Использование результатов оперативно-разыскной деятельности

Результаты оперативно-разыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для решения разыскных задач.

Результаты оперативно-разыскной деятельности могут служить основанием для начала досудебного производства, представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, собирании, проверке и оценке доказательств.

Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность

На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.

Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то законом.

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, в случаях крайней необходимости и необходимой обороны, при задержании лица, совершившего преступление, исполнении закона, приказа (распоряжения), обязанностей по должности, обоснованного риска, выполнения специального задания.

Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, специальных заданий в организованных группах или преступных организациях, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом кабмином.

С полным проектом закона можно ознакомиться, скачав документ ниже.

Фото на главной странице иллюстративное: mvd.gov.kg.

https://kaktus.media/511292