В 1993 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 3 мая Всемирным днем свободы печати.
Эта дата является ежегодным напоминанием международному сообществу о том, что свобода слова и выражения мнений является основным правом, закрепленным во Всеобщей декларации прав человека. Дата предоставляет возможность отдать дань памяти работникам средств массовой информации, которые погибли при исполнении своих обязанностей.
По данным организации «Репортеры без границ» (RSF) за 2010 год, Кыргызстан в рейтинге по уровню свободы слова занимает 159-е место из 178 возможных. По сравнению с 2009-м республика потеряла 25 позиций. По мнению международных экспертов, причинами падения послужили трагические апрельские и июньские события в стране. Однако, как считают другие эксперты, именно после 7 апреля 2010 года исчезли абсолютно все границы, правила и рамки дозволенного. «Журналисты стали писать обо всем, о чем только захотят. Поэтому вырос и уровень влияния СМИ на общество». ИА «24.kg» решило узнать у своих респондентов, как изменилась в Кыргызстане ситуация со свободой слова за прошедший год.
Эрнис Мамырканов, эксперт отдела информационной политики аппарата правительства КР:
— Если говорить в законодательном плане, то все только начинается. В Кыргызстане насчитывается около восьми законов, касающихся деятельности СМИ. Их нужно привести в соответствие с новыми документами. А в целом, я считаю, в республике СМИ чувствуют себя свободными, как и прежде. На мой взгляд, существенных изменений после апрельских событий 2010 года не произошло.
Владимир Плужник, руководитель Центра защиты прав потребителей «Вигенс»:
— Считаю, что ситуация поменялась кардинально. Свобода слова наступила именно после событий 7 апреля, особенно в свете последних изменений в законодательстве относительно отмены наказания за клевету. Я бы даже дал Кыргызстану 100-е место в рейтинге свободы слова. Мы благодарны нашим СМИ за ту честность и открытость, которые они проявляют сейчас. При прежних властях у них явно так не получалось.
Динара Ошурахунова, председатель общественного объединения «Коалиция за демократию и гражданское общество»:
— Я считаю, что ситуация изменилась довольно сильно. Свобода слова в республике есть, и пока я не видела, чтобы на СМИ оказывалось давление. Но исчезла самоцензура. Если раньше журналисты опосредованно критиковали чиновников, то сегодня они делают это открыто, не боясь преследований. Чаще публикуются аналитические материалы. Благодаря разным точкам зрения можно выстроить свою позицию. Вместе с тем свобода слова показала и другую сторону медали: оказалось, что профессиональной ответственности и журналистской этики сегодня как таковых нет. Из-за высокой конкуренции издания часто публикуют скандальные материалы, используют в материалах непроверенные факты. Часто встречаются антисемитские высказывания, особенно в кыргызскоязычной прессе. Я надеюсь, что журналисты сами осознают свою роль и ответственность, чтобы правоохранительным органам не пришлось вмешиваться.
Турат Акимов, главный редактор газеты «Деньги и Власть»:
— Насколько я знаю, громких судебных исков в отношении журналистов и тяжелых физических увечий в последний год в стране не было. Скорее всего, это связано с фигурой главы государства Розы Отунбаевой, поскольку у женщин менее криминализируется сознание, чем у мужчин. Нужно отметить и то, что власть не консолидирована. Однако поползновения так или иначе прикрыть журналистам рот есть. Думаю, такая тенденция будет усиливаться.
Султан Жумагулов, директор Бишкекского бюро радио «Азаттык»:
— Ситуация несколько изменилась. Я не вижу фактов преследования, запугивания журналистов. Но меня волнует другой вопрос — их ответственность. Некоторые издания стало просто невозможно читать. Материалы публикуются без соблюдения элементарных этических принципов. Идет черный пиар, иначе говоря, заказуха. Хотелось бы надеяться, что это временное явление, и наши коллеги одумаются, станут придерживаться хотя бы базовых принципов журналистики и профессионального этического кодекса.
Татту Мамбеталиева, глава фонда «Гражданская инициатива интернет-политики»:
— На мой взгляд, в первые дни после апрельских событий СМИ стали чувствовать себя гораздо свободнее. А по прошествии времени, как мне кажется, цензура усилилась, издания стали более политизированными.
Денис Бевз, руководитель тренинговых проектов представительства Internews Network в КР:
— Трудно сказать однозначно, как изменилась ситуация — в лучшую или худшую сторону. Накануне 7 апреля в стране не осталось практически ни одной телекомпании (я не говорю о газетах или радиокомпаниях), которая бы реально освещала события, происходящие в Таласе. В Караколе, например, телевизионщиков даже распустили по домам. Многие, в том числе и Бакиев, занимались самообманом. Но тогда СМИ хоть немного, но самостоятельно зарабатывали деньги, содержали нормальный штат сотрудников, освещали экономические, социальные проблемы. На том же КТР разрешали 20 минут из 45 занимать программами вне политики. А после событий 7 апреля рынок рухнул. Что происходит сегодня в том или ином регионе, узнать практически невозможно, потому что все пасутся в парламенте. СМИ разобрали по партиям. Журналисты перестали выполнять свои обязанности. До сих пор нет ни одного реального журналистского расследования апрельских и июньских событий. А между тем прошло уже больше года. В других странах подобное было бы невозможным. Однако это происходит не оттого, что цензура запрещает, а потому что просто некому. Страна нищая, а нищета порождает зависимость — тех же СМИ от спонсоров.
Марс Сариев, политолог:
— Я считаю, что ситуация изменилась кардинально. Сегодня журналисты находятся в большей безопасности и свободно могут выражать широкий спектр мнений. Я бы даже сказал, что иногда слишком широкий. О чем свидетельствуют резкие националистические высказывания, которые подпадают под уголовную ответственность. А год назад творилось что-то страшное: журналистов преследовали, избивали, подвергали репрессиям. Все мы помним, как жестоко расправились с Геннадием Павлюком. Некоторым пришлось покинуть Кыргызстан.
Тележурналист Кайрат Биримкулов, например, попросил убежища в Швейцарии. Политический обозреватель газеты «Репортер» Сыргак Абдылдаев тоже выехал за рубеж.
URL: http://www.24.kg/community/99269-kak-izmenilas-v-kyrgyzstane-situaciya-so-svobodoj.html