Jaco Du Toit- программный специалист по коммуникациям и информации Регионального офиса ЮНЕСКО:
Информационно грамотные граждане могут внести важный вклад в предотвращение насильственного экстремизма в Кыргызстане.
17-18 июня 2019 года ЮНЕСКО организовал двухдневный семинар в Бишкеке, Кыргызстан, по пропаганде медийной и информационной грамотности в целях предотвращения насильственного экстремизма в Интернете.
После совместной миссии ООН по определению масштабов деятельности, направленной на оказание помощи Кыргызстану в разработке и реализации политических рамок для предотвращения насильственного экстремизма и борьбы с ним, ЮНЕСКО оказывает помощь стране в борьбе с религиозным сектантством и экстремизмом через Интернет. Двухдневный семинар положил начало процессу оценки медиа и информационной грамотности, чтобы лучше понять использование, причины и потенциал Интернета в распространении насильственного экстремизма в Интернете и противодействии этим явлениям. В семинаре приняли участие 27 представителей университетов, должностных лиц Министерства образования и науки, Кыргызской Академии Образования, организаций гражданского общества и средств массовой информации.
В ходе семинара участники ознакомились с явлениями насильственного экстремизма в Кыргызстане и регионе, а также с использованием новых средств массовой информации при наборе молодых людей. Шестьдесят процентов иностранных боевиков-террористов из Кыргызстана были завербованы через Интернет и социальные сети. Медиа и информационная грамотность могут адаптировать навыки интерпретации и анализа к типам форматов информации, доступных в Интернете и социальных сетях, и способствовать предупреждению насильственного экстремизма. В недавнем исследовании, проведенном Институтом Медиа Полиси «Исследование уровня медиаграмотности в Кыргызстане», выявлено, что большой поток онлайн-информации влияет на способность молодых людей критически оценивать информацию. Фокус-группы продемонстрировали, что молодым людям трудно отличить официальную информацию надежного источника от намеренно недостоверной информации.
Участники были также ознакомлены с концепцией ЮНЕСКО по медиа информационной грамотности с целью предотвращения насильственного экстремизма. Одна участница отметила, что она многое узнала о медиа и
информационной грамотности и теперь для нее это гораздо больше, чем просто ответственное потребление информации, и также включает в себя компетенции, связанные с созданием и обменом знаниями на различных медиа платформах.
Участники работали над планом оценки, определяя важность оценки навыков медиа и информационной грамотности среди учителей, а также государственных служащих, молодых людей из числа трудовых мигрантов, лидеров общественного мнения и НПО. Участники также оказали помощь в адаптации инструментов оценки, вопросника по национальным контекстным данным, вопросника для учебных учреждений и вопросника для учителей, в контексте Кыргызстана.
Эта деятельность ЮНЕСКО в партнерстве с Институтом Медиа Полиси напрямую связана с запросом правительства Кыргызстана, в частности Министерства образования и науки, о необходимости исследования медиа и информационной грамотности в образовательном секторе в целях содействия постоянной профилактике насильственного экстремизма. Программа «Информация для всех» (IFAP) и Бюро ЮНЕСКО в Алматы оказывают необходимую поддержку в деле предотвращения насильственного экстремизма в Интернете в соответствии с Планом действий Генерального секретаря ООН по предупреждению насильственного экстремизма.