Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Министр юстиции Кыргызской Республики Аяз Баетов 17 января 2023 года направил письмо в Венецианскую комиссию с просьбой дать свое заключение на Закон «О Регламенте Жогорку Кенеша» от 16 ноября 2022 года, а также законопроект «О внесении изменений в Закон «О Регламенте Жогорку Кенеша» от 22 ноября 2022-го. Чиновник обратился к комиссии с просьбой рассмотреть пять конкретных вопросов, касающихся данного документа и законопроекта.

Отмечается, что в феврале 2023 года делегация Венецианской комиссии в составе Вероники Билковой и Паоло Карозза в сопровождении Сергея Кузнецова провела онлайн-встречи с председателем Конституционного суда КР Эмилем Осконбаевым и министром юстиции КР Аязом Баетовым.

Заключение принято Венецианской комиссией на пленарном заседании 10–11 марта.

Как отмечается в заключении, Венецианская комиссия приветствует усилия властей Кыргызстана по установлению четких правил в отношении конституционного контроля над международными договорами.

Изменения в регламенте парламента, принятые в ноябре 2022 года, дают возможность привести соответствующие парламентские процедуры в соответствие с Конституцией и другими соответствующими законодательными актами. Законопроект, который в настоящее время находится на рассмотрении Жогорку Кенеша, проясняет ряд нерешенных вопросов после принятия Закона «О Регламенте Жогорку Кенеша» от 16 ноября 2022 года, в частности устраняя требования, которые могли бы перегрузить Конституционный суд.

Что касается вопросов, поднятых по запросу министра юстиции, комиссия считает, что в сочетании с существующими положениями конституционного законодательства законопроект о внесении изменений в статью 65.2.4 закона о регламенте Жогорку Кенеша решает проблему необязательности контроля за конституционностью нератифицированного договора, уточняя, что такой контроль осуществляется только по запросу и в том случае, когда исполнительная власть считает это необходимым. Закон «О Регламенте Жогорку Кенеша», если подобные поправки будут в него внесены, не поставит под угрозу принцип разделения властей.

Однако, поскольку законопроект будет налагать ограничение на право оппозиции (парламентских фракций, депутатских групп) на получение заключения Конституционного суда о соответствии международного договора Конституции, это может оказаться проблематичным и может вызвать вопросы о конституционности.

Что касается субъектов, которые могут запрашивать мнение Конституционного суда, то обычный Закон «О Регламенте Жогорку Кенеша» не может это ограничивать и должен быть приведен в соответствие со статьей 19 конституционного закона о субъектах, которые могут обращаться в Конституционный суд.

Поскольку законопроект не возлагает новых обязанностей на какое-либо лицо или государственный орган и каким-либо образом не отягчает ответственность, а направлен на устранение недостатков ранее принятого нормативного акта (Закон «О Регламенте Жогорку Кенеша») путем приведения текста данного закона в соответствие с иными правовыми актами Кыргызской Республики, Венецианская комиссия не может сделать вывод о том, что законопроект повлечет за собой нарушение принципа отсутствия обратной силы.

«Жогорку Кенеш может счесть полезным рассмотреть некоторые вопросы, которые могли бы предотвратить любые возможные неверные толкования его внутренних правил в процессе ратификации международных договоров и его взаимодействия с другими ветвями власти. К ним относятся, в частности, гармонизация положений Закона «О Регламенте Жогорку Кенеша» о ратификации международных договоров и других смежных вопросов с другими законодательными актами, в частности с Законом «О Конституционном суде Кыргызской Республики» от 15 ноября 2021 года и законом о международных договорах Кыргызской Республики от 24 апреля 2014-го», — отмечает Венецианская комиссия в своем заключении.

Напомним, президент подписал согласованный вариант Закона «О регламенте Жогорку Кенеша» 16 ноября 2022 года.

Ранее закон о регламенте ЖК был возвращен с возражениями главы государства. Депутаты, в частности, намеревались ввести процедуру четвертого чтения. Однако Садыр Жапаров напомнил, что Конституцией предусмотрена процедура только из трех чтений законопроектов.

В Жогорку Кенеше создали согласительную группу для выработки согласованного варианта закона.

20 октября 2022 года парламентом принят согласованный вариант Закона «О регламенте Жогорку Кенеша».

Регламент определяет порядок и процедуры осуществления Жогорку Кенешем полномочий, предусмотренных Конституцией Кыргызстана. Парламенту потребовался новый документ из-за смены формы правления в стране. В 2021-м КР перешла от парламентско-президентской к президентской республике. В конце ноября 2021 года прошли парламентские выборы. Жогорку Кенеш теперь состоит из 90 депутатов: 54 — от партий, 36 — по одномандатным округам.

https://24.kg/vlast/261370/