Об особенностях экономической журналистики в Кыргызстане и о том, с какими проблемами сталкиваются журналисты, пишущие на экономические темы, — сегодня в интервью ВРС рассказала Ирена Байтанаева, редактор информационного портала Бизнес АКИпресс.
Об особенностях экономической журналистики в Кыргызстане и о том, с какими проблемами сталкиваются журналисты, пишущие на экономические темы, — сегодня в интервью ВРС рассказала Ирена Байтанаева, редактор информационного портала Бизнес АКИпресс.
Начиная интервью, Ирена Байтанаева отметила, что экономическая журналистика в любой стране требует больших интеллектуальных ресурсов, нежели другие виды журналистики. Рассказывая о состоянии экономической журналистики в Кыргызстане, собеседник ВРС отметила, что отечественная экономическая журналистика не так развита, как в России и это объясняется рядом причин: «Во-первых, наши компании более закрыты и недоступны для прессы, они не желают контактировать, а отсюда идет нехватка информации. Во-вторых, многое зависит от профессионального уровня самих журналистов. В случае с Кыргызстаном, в этой сфере журналистики трудится молодой костяк, который еще не наработал опыта. В-третьих, в нашей республике выходит мало аналитических материалов, и практически нет узкоспециализированных изданий, которые бы освещали только экономику и бизнес».
«Закрытость компаний вызвана тем, что у учреждений нет профессиональной пресс-службы или пиар-структуры, которая бы освещала их деятельность. Если же пресс-служба существует, то она настолько непрофессионально работает, что журналистам продолжает казаться, что работа учреждений остается закрытой», — рассказала редактор.
«Вместе с тем, если говорить о госучреждениях, то они, например, сами выходят на нас и говорят, что хотели бы сотрудничать. А когда мы сами к ним обращаемся, то они отвечают с неохотой, и все зависит от случая или от того сотрудника, с кем приходиться разговаривать. Поэтому, чтобы не было недопонимания, я думаю, что в каждом учреждении должна быть специализированная служба по связям с общественностью», — подчеркнула Байтанаева.
Одной из наиболее закрытых структур редактор назвала Антимонопольный комитет. Также, по ее словам, нелегко работать со Статкомом, сотрудники которого предоставляют информацию в исключительных случаях: «Они предоставляют ежемесячные данные по итогам развития страны, а когда нам нужны эксклюзивные данные по узким показателям, это надо оплачивать, либо долго ждать, что очень усложняет работу журналистов, так как информация может устареть». Наряду с этим редактор отметила, что за последнее время стали более открытыми министерство финансов и министерство экономического развития.
На вопрос о том, насколько открыты частные компании Кыргызстана, Ирена Байтанаева сказала: «Частные компании все закрыты. Я полностью согласна с президентом торгово-исполнительной палаты, который не так давно сказал, что частные компании не хотят афишировать свою деятельность по нескольким причинам. Во-первых, потому что боятся сглазить свою деятельность. Во-вторых, успешные компании боятся происков конкурентов или надзора фискальных органов».
«Кроме того, не все компании имеют службу по связям с общественностью. Поэтому чтобы получить необходимую информацию, журналисты сами выходят на нужные компании, однако это еще не означает, что они обязательно получат нужные сведения», — добавила редактор.
В интервью собеседник ВРС выразила мнение, что экономическое образование желательно, но необязательно для экономического обозревателя: «В основе всего лежит умение интересно подать информацию. Кроме того, огромную роль играет самообразование, которым постоянно должны заниматься журналисты, пишущие на экономические темы. Это связано с тем, что экономический журналист должен обладать большими знаниями, ведь ему необходимо не просто описывать событие, а понимать суть контекста. Также важно наличие опыта и любознательность, поскольку экономика требует больше интеллектуальных сил, чем, например, описание пожара, произошедшего на рынке».
«Я думаю, что экономическим журналистом может быть любой человек, который понимает о чем и как необходимо писать. У нас есть такие журналисты, однако вопрос заключается в том, как они пишут. Среди отечественных журналистов есть такие, которые могут заинтересовать, но так как профессионалов очень мало, необходимо, чтобы те журналисты, которые выбрали эту специфику, могли нарабатывать опыт и профессионализм», — выразила мнение редактор.
Кроме того, Байтанаева подчеркнула, что в Кыргызстане необходимо расширять выпуск узкоспециализированных изданий. В настоящее время отечественный рынок экономических СМИ, по ее словам, не настолько развит, как этого требует общество.
«Что касается существующих изданий, то они находятся на стадии развития. Однако я думаю, что у этой специализации есть будущее, так как экономическая журналистика развивается параллельно с экономикой страны, а пока экономика Кыргызстана развивается, нам есть о чем писать. Экономические СМИ — это зеркало экономики страны, которое объективно отражает происходящее», — сказала Байтанаева.
На вопрос о том, почему зачастую экономические издания люди считают скучными, редактор ответила: «Экономическую тему найти легко, но для того, чтобы ее раскрыть, необходимо много работать. Мне кажется, что экономическую журналистику скучной называют те, кто не понимает, в чем ее изюминка. По большому счету, она представляет интерес для тех, кто ею интересуется. Однако, как можно не интересоваться экономикой, если она вокруг нас».
«В нынешних условиях, когда идет рост цен, экономическими материалами стали интересоваться все, потому что экономика это не только котировки акций и открытие нового предприятия, это пенсии, стоимость проезда и много другое. Другое дело, насколько доступно ее можно передать разным категориям читателей. Если читатель — человек, который работает в экономической сфере, то к нему нужен более узкий, специализированный подход, аналитика и анализ. Для других людей необходимы статьи, написанные более простым языком», — сказала Байтанаева.
В заключение интервью журналист отметила, что в настоящее время кыргызстанцев более всего интересуют два вопроса: когда снизятся цены на продукты питания, и как будут решаться вопросы приватизации отечественных компаний.
Екатерина Иващенко
Источник: http://www.bpc.kg/news/4243-22-09-08