Кыргызстан остается в списке стран, в которых наблюдается резкое снижение гражданских свобод после принятия репрессивного закона об «иностранных агентах». Об этом говорится в публикации International Pertnership for Human Rights.
Новый список наблюдения (Watchlist) опубликован CIVICUS Monitor, онлайн-платформой, которая отслеживает события в сфере гражданских свобод, включая свободу слова, объединения и мирных собраний, в 198 странах и территориях. Помимо Кыргызстана, в список наблюдения также вошли Сальвадор, Мали, Палестина и Таиланд.
После того как в марте Кыргызстан впервые был включен в список стран, находящихся под наблюдением, парламент Кыргызстана принял спорный закон об «иностранных агентах», направленный против неправительственных организаций (НПО).
Несмотря на широкую критику со стороны гражданского общества, правозащитных организаций и международного сообщества, президент Садыр Жапаров окончательно одобрил закон 2 апреля. Он обосновал свое решение необоснованными утверждениями о том, что в настоящее время НПО работают без надзора и нецелевым образом используют гранты. Хотя утверждается, что закон обеспечивает прозрачность, его истинная цель, по-видимому, состоит в ограничении критики в адрес тех, кто находится у власти.
Согласно новому закону, все НПО, получающие финансирование из-за рубежа и занимающиеся так называемой «политической деятельностью», теперь должны зарегистрироваться в качестве «иностранных представителей» до 16 июля. Все те, кто не подчиняются, рискуют приостановить свою деятельность или быть ликвидированными. Некоторые организации уже заявили, что предпочтут прекратить свою деятельность, чтобы не рисковать возможными последствиями закона.
«Принятие закона об «иностранных агентах» стало серьезным нападением на гражданское общество в Кыргызстане», — заявила Брижит Дюфур, директор Международного партнерства по правам человека, которое сотрудничает с CIVICUS Monitor в отслеживании гражданского пространства в стране. «НПО, принимающие участие в важнейших усилиях по поощрению прав человека, прозрачности и подотчетности, подвергаются особому риску стать объектом преследования в соответствии с этим репрессивным законом и могут быть вынуждены прекратить свою деятельность вследствие отказа принять предписанный им стигматизирующий ярлык», — добавила она.
После длительного судебного разбирательства 14 июня суд оправдал более 20 журналистов, активистов, правозащитников и активистов оппозиции, арестованных по так называемому кемпир-абадскому делу. Однако прокуратура обжаловала этот приговор, а власти продолжают задерживать критиков по сфабрикованным обвинениям и угрожать им длительными тюремными сроками.
Также в июне 11 журналистов расследовательского проекта Temirov Live, арестованных в январе 2024 года, предстали перед судом по обвинению в призывах к «неповиновению» и беспорядкам. В случае признания их виновными им может грозить до 8 лет лишения свободы в отместку за их репортажи. Четверо из них оставались в предварительном заключении на момент, когда судебное разбирательство началось, в том числе Махабат Тажибек кызы, директор Temirov Live и жена главного редактора Болота Темирова, который был выслан из страны в 2022 году. Жена его сообщила, что в апреле ее избил сотрудник тюрьмы, а факт ее травм подтвердил офис омбудсмена. Однако в июне прокуратура закрыла расследование по ее заявлениям, обвинив ее в инсценировке собственных травм.
«Обращение с журналистами и активистами в Кыргызстане вызывает глубокую тревогу и является неприемлемым, — заявила Тара Петрович, исследователь по Европе и Центральной Азии в CIVICUS. — Продолжающиеся задержания и жестокое обращение с такими людьми, как Махабат Тажибек кызы, подчеркивают срочную необходимость международного внимания и действий».
Пространство для свободного выражения в Кыргызстане сокращается. В мае 2024 года апелляция оставила в силе решение суда о закрытии расследовательского портала Kloop. Широко критикуемый проект закона о СМИ остается на рассмотрении, и правительство продвигает законодательство, позволяющее Министерству культуры штрафовать без судебного разбирательства отдельных лиц и организации за «клевету» и «оскорбления», распространяемые через СМИ и в интернете. Кроме того, все большему числу блогеров-активистов предъявляются уголовные обвинения за их посты в социальных сетях и гражданскую активность. Например, писатель и активист Олжобай Шакир недавно был приговорен к пяти годам лишения свободы, поэт и музыкант Аскат Жетиген — к трем годам лишения свободы, а правозащитник Ондуруш Токтонасыров оштрафован на сумму, эквивалентную примерно 1 000 евро, из-за публикаций в социальных сетях.
«Свобода слова в Кыргызстане находится под серьезной угрозой, — отметила Петрович. — Продолжающиеся уголовные преследования блогеров, журналистов и критиков представляют собой систематическую попытку заставить замолчать инакомыслящих. Это подавление свободы слова не только подрывает основополагающие принципы демократии, но и посылает леденящий душу сигнал всем, кто осмеливается выступать против правительства».
Гражданское пространство Кыргызстана в настоящее время оценивается как «репрессированное», что является второй худшей оценкой, которую может получить страна. После понижения рейтинга с «препятствующего» в декабре 2023 года теперь все страны Центральной Азии оцениваются либо как «репрессированные», либо как «закрытые».
О CIVICUS Monitor
Международное партнерство по правам человека (МППЧ) сотрудничает с CIVICUS Monitor в подготовке регулярных обновлений о развитии гражданского пространства в Кыргызстане, а также в других странах Центральной Азии.
Более двадцати организаций сотрудничают в CIVICUS Monitor, чтобы предоставить базу данных для принятия мер по улучшению гражданского пространства на всех континентах. Гражданские свободы в 198 странах и территориях классифицируются как «закрытые», «репрессированные», «препятствующие», «суженные» или «открытые» на основе методологии, объединяющей несколько источников данных о свободе объединения, мирных собраний и выражения мнений.
Кыргызстан в настоящее время оценивается как «репрессированная» страна по версии CIVICUS Monitor. Всего в мире 50 стран с этим рейтингом (посмотреть все). Этот рейтинг обычно присваивается странам, когда власти жестко ограничивают гражданское пространство путем введения комплекса правовых и практических мер, препятствующих полному осуществлению основных прав (посмотреть полное описание рейтингов).