Просчеты, допущенные в статье 82 п.2 Кодекса о нарушениях «Действия, направленные на нарушение правопорядка в условиях чрезвычайного положения», могут нарушить права и законные интересы граждан, и привести к необоснованному привлечению к ответственности.
Если проанализировать конструкцию статьи 82-2 Кодекса КР «О нарушениях» «Действия, направленные на нарушение правопорядка в условиях чрезвычайного положения.», по которой с 1 апреля квалифицируется распространение недостоверной информации, она внутренне не согласована и нелогична.
Обратите внимание на диспозицию нормы: «Действия, направленные на нарушение правопорядка, либо действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, путем распространения недостоверной информации». Неясно в данном случае, связана ли первая часть диспозиции «Действия, направленные на нарушение правопорядка» с другой частью «путем распространения недостоверной информации».
О том, что эти части не связаны между собой, подтверждается текстом нормы статьи 82-2 изложенном на государственном языке: «Өзгөчө кырдаал, өзгөчө же согуштук абал жарыяланган аймактарда укук тартибин бузууга багытталган аракеттер, же болбосо анык эмес маалыматтарды жайылтуу жолу менен жасалган коомдук тартипти жана жеке адамдардын тынчтыгын бузган аракеттер». То есть, в кыргызской редакции закона распространение недостоверной информации связано только с действиями, нарушающими общественный порядок и спокойствие физических лиц. Также слово, используемое в кыргызской редакции «бузган» относится для прошедшего времени, то есть «нарушенный, нарушивший».
Другими словами, принимая во внимание, что согласно закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» текст на государственном является текстом оригиналом, ответственность за распространение недостоверной информации может быть только если нарушен общественный порядок и спокойствие физических лиц. В русской редакции указано о нарушении общественного порядка. Если это перевести на кыргызский «коомдук тартип». Однако, в действующей редакции указано «жасалган коомдук тартип». То есть «жасалган» «созданный». Возникает вопрос, кем созданный?
Согласно ст.31 Конституции КР, каждый из нас имеет право на свободу слова. Согласно ст.33 Конституции КР, мы имеем право свободно искать, получать, хранить, использовать и распространять информацию. Поэтому любой человек имеет право высказываться о происходящих в стране событиях. Вместе с тем, право на свободу слова не абсолютно. Согласно ст.20 Конституции КР, вмешательство в права и свободы граждан (в том числе право на свободу слова) дозволяется только при четко определенных условиях. Исключения должны быть: 1) установлены законом 2) преследовать определенную цель (защита национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц) 3) быть соразмерны указанным целям.
Если говорить про первое условие «установлены законом», то это требование не означает, что достаточно «просто написать закон». Законодательство должно отвечать определенным стандартам точности и ясности, чтобы мы, как граждане, могли предвидеть потенциальные последствия своих действий в рамках этого закона. Законы с размытыми формулировками, которые не позволяют гражданам понять, что не разрешено, и чего им нельзя делать, приводят к тому, что ограничения права на их основе будут считаться нелегитимными и несправедливыми. К тому же такие размытые законы приводят к тому, что уполномоченным органам придется принимать решения произвольно, по своему усмотрению, либо предугадывая политическую «целесообразность».
Получается, что соответствии с имеющейся в законе формулировкой вполне возможно привлечь лицо, которое распространило информацию и не знало, что она недостоверная. Это, конечно, не справедливо. Если порассуждать дальше, то можно оштрафовать на 17 тыс сомов, например, министра здравоохранения, который совсем недавно на пресс-конференции ошибочно распространил недостоверную информацию о том, что в инфекционном отделении одной областной больницы заразились коронавирусом все медики. Будет ли это справедливо, учитывая, что опровержение было, и что мы все уже знаем, что была допущена ошибка? Но почему, если его не наказали, то могут наказывать других, особенно тех, кто не знал вовсе о том, что распространяет недостоверную информацию?
Возможно, если бы диспозиция статьи 82-2 Кодекса КР «О нарушениях» содержала признак «заведомости» — это была бы иная ситуация. Очевидно, что из-за отсутствия признака заведомости данная норма рано или поздно будет предметом рассмотрения Конституционной палаты Верховного суда КР.
Эти и другие просчеты могут нарушить права и законные интересы граждан, привести к необоснованному привлечению к ответственности. Такой непродуманный закон мог возникнуть в связи с отсутствием общественного обсуждения. Данная норма нуждается в серьезной доработке, в связи с чем рекомендуем депутатам Жогорку Кенеша незамедлительно приступить к внесению изменений в данный закон.