Минкультуры предлагает внести изменения в закон «О защите от недостоверной (ложной) информации», инициированный экс-депутаткой Гульшат Асылбаевой. Проект постановления опубликовали на сайте Кабмина для общественного обсуждения.
В справке-обосновании говорится, что в некоторых пунктах закона имеются недостатки, поэтому возникают препятствия в его исполнении.
Какие изменения предлагают внести?
По словам инициаторов, в законе есть недостатки, «которые препятствуют порядку обжалования действий владельца сайта или страницы сайта при удалении некорректного материала».
Минкультуры предлагает добавить пункт, по которому заявитель должен предоставлять доказательства, подтверждающие недостоверность распространенной информации, которую он просит удалить.
В октябре семь депутатов Жогорку Кенеша также инициировали поправки в этот закон и выносили их на общественное обсуждение.
Разработчиками были нардепы: Жанар Акаев, Адахан Мадумаров, Эльмурза Сатыбалдиев, Гуля Кожокулова, Дастан Бекешев, Сеид Атамбаев и Чынгыз Айдарбеков.
В законопроекте говорилось, что закон о фейках противоречит закону «Об основах административной деятельности и административных процедурах» и Административно-процессуальному кодексу.
Также в документе отмечалось, что «в соответствии с конституционными принципами в Кыргызстане не допускается принятие законов, ограничивающих свободу слова».
Депутаты предлагали ввести норму, где прописано что заявитель, в отношении которого распространена недостоверная информация, должен обосновать свое требование и привести доказательства, что этот материал является ложным.
После этого владелец сайта или страницы сайта будет обязан в течение трех дней со дня обращения рассмотреть заявление. Если заявителю откажут в удалении или опровержении ложного материала, он сможет обратиться в уполномоченный госорган.
Закон о фейках
Скандальный закон «О защите от недостоверной (ложной) информации» президент Садыр Жапаров подписал 23 августа 2021 года. Согласно документу, власти могут без решения суда заблокировать любой сайт, где, по их мнению, публикуется фейковая информация.
Еще до подписания закона против него выступали правозащитники, юристы и гражданское общество. Законопроект подвергся резкой критике. Юристы отмечали, что он грубо нарушает конституционные права граждан на свободу слова и устанавливает госцензуру в интернете.
В феврале Минкультуры разработало положение по реализации закона о фейках. Согласно документу, уполномоченный госорган будет принимать жалобы и заявления и заниматься временным закрытием сайтов, признанных распространяющими недостоверную информацию.
Закон о фейках в Кыргызстане уже применялся. Так, в августе в стране заблокировали сайт газеты Res Publica. По словам главной редакторки газеты Замиры Сыдыковой, сайт заблокировали на основании заявления экс-президента «Манас Менеджмент» Асана Токтосунова в Минкультуры. Тот заявил, что про него написали недостоверную информацию в двух расследованиях сайта о коррупции в аэропорту «Манас», которые были опубликованы на сайте Res Publica.
С временной блокировкой сайта в конце августа столкнулось и информагентство 24.kg. Тогда жалобу на 24.kg подал отель «Амбассадор» за информацию, которую они посчитали недействительной. В самом информагентстве рассказали, что никто не связался с ними и не выслушал их версию. После дальнейшего разбирательства в Минкультуры решили отозвать решение о блокировке сайта.
А 26 октября Минкультуры решило на два месяца заблокировать сайт издания «Азаттык». Причиной названы «недостоверные сведения» о конфликте на кыргызско-таджикской границе 14-17 сентября, «противоречащие национальным интересам Кыргызской Республики».
После этих блокировок юристы «Института Медиа Полиси» заявили, что закон о фейках является «административным ресурсом против СМИ, которые мониторят действия властей и раскрывают информацию, помогающую гражданам понять, как функционирует правительство».