Российский блогер и урбанист Илья Варламов, на днях побывавший в Кыргызстане, обратился к кыргызстанцам, которые писали ему: «Веди себя как гость!» Он объяснил, почему не согласен с таким утверждением.
«Веди себя как гость!» Некоторые ребята в моем любимом Кыргызстане иногда недовольны критикой и пишут возмущенные сообщения в формате «ты в гостях, веди себя как гость!»
Именно к ним я бы и хотел сегодня обратиться.
Для начала давайте разберемся, что такое быть в гостях. Нельзя быть в гостях у страны. Меня, например, в Кыргызстан никто не приглашал. Я сам купил билет на самолет и снял себе отель. Никто из тех, кто пишет в директ про «гости», не встречал меня с цветами и тарелочкой бешбармака, чтобы я был кому-то что-то должен.
Более того, к людям, которые приезжают в вашу замечательную страну, надо относиться не как к гостям, а как к клиентам. Они, в конце концов, приезжают тратить деньги и пользоваться вашими услугами. А клиент всегда прав.
Да, я турист, я путешественник и я клиент, который приехал в Кыргызстан. И как клиент имею полное право быть недовольным сервисом, экологией, транспортом, архитектурой. И тут кто-то же хочет сказать: «Не нравится, вали!»
Отлично. Можно и так сказать. Это верный путь к деградации. Проводя аналогию с бизнесом, представьте, что страна — это большой ресторан. Вы стараетесь, развиваете его, а потом приходят клиенты и чем-то недовольны. Если вы будете каждого недовольного выгонять и говорить «жри, что дают, и варежку тут не открывай», то ваш ресторан очень быстро загнется. Гораздо ценнее выслушать, что не нравится клиенту, и попытаться это исправить. К критике надо относиться не как к попытке оскорбить страну, а как к подарку (книга такая даже есть, почитайте). Критика и взгляд со стороны помогают развиваться и становиться лучше. И сегодня, когда в Кыргызстан приехало много людей из России, не надо затыкать им рот. Наоборот, выслушайте, узнайте, что не так, каких сервисов не хватает, что можно улучшить. Уверен, от такого подхода страна только выиграет», — написал блогер.