«Согласно статистике, практически каждый день в том или ином регионе Кыргызстана в суд попадает дело против журналиста или СМИ. В целом, за год возбуждается порядка 300 таких дел либо в гражданском, либо в уголовном порядке», — сказал сегодня в интервью ВРС Медиа-представитель КР Илим Карыпбеков, давший свою оценку уровню правовых знаний кыргызстанских журналистов.
BPC: Как вы оцениваете уровень правосознания кыргызстанских журналистов?
Илим Карыпбеков: Если говорить о фундаментальных правах, то я думаю, что с этим проблем нет, журналисты их знают. Но что касается ответственности в гражданском и уголовном порядке, либо определенных моментов судопроизводства, например, по вопросу о получении интервью и распространении информации, то этого практически никто не знает. Как показывает практика Института Медиа-представителя, в 90 случаях из 100 журналист сам нарушает закон при распространении информации.
Многие журналисты получают правовые знания на специальных тренингах, однако на практике они применяются далеко не всегда. Наше законодательство построено таким образом, что если его соблюдать, то время получения информации затянется надолго, чего журналисты не могут себе позволить. Поэтому во многих случаях сотрудники СМИ пренебрегают знаниями законодательства.
Так как большинство образовательных тренингов проводятся в Бишкеке и Оше, то в регионах ситуация с правосознанием журналистам более напряженная. Региональные журналисты практически не осведомлены о своих правах. Зачастую они узнают о своих правах, только тогда, когда на них подали в суд.
BPC: Какие нарушения законодательства наиболее часто допускают кыргызстанские журналисты?
Илим Карыпбеков: Эти ошибки разнятся от случая к случаю. Отмечу, что для того, чтобы избежать недоразумений, перед публикацией журналист может, как минимум, дать просмотреть свой материал юристу. Публикацию или сюжет можно отправить и в Институт Медиа-представителя, где сотрудников СМИ бесплатно проконсультируют и укажут на то, что в данном материале неправомерно. Но практически никто не делает этого. В основном, журналисты настолько заняты и углублены в свою непосредственную деятельность, что, к сожалению, не уделяют внимания юридическим аспектам.
При этом я уверен в том, что каждому журналисту стоит хотя бы раз потратить свое время на то, чтобы посетить специальные тренинги по вопросам распространения информации или же проконсультироваться со специалистами. Каждый работник СМИ должен проявить сознательность и самостоятельно ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими его сферу деятельности.
Хотелось бы подчеркнуть, что около 40 процентов всех журналистов обращаются в Институт Медиа-представителя по вопросам трудоустройства и трудового права в целом. В профессиональной деятельности журналистов очень много специфических моментов, и работодатели не стремятся включать все их в трудовые договоры. Журналист часто работает сверх нормы, причем, часто он оказывается лишенным социальных и профессиональных гарантий.
Так как у нас нет специализированного органа, который бы защищал журналистов, то можно сказать, что трудовое право журналистов вообще никем и никак не защищается. В этой части Институт Медиа-представителя может только предоставить консультацию, но не защиту, так как здесь мы имеем дело с интересами двух представителей СМИ, куда мы не можем вмешиваться. Таким образом, в Кыргызстане в настоящее время очень востребован журналистский профсоюз.
Также, стоит обратить внимание на то, что сегодня остро стоит проблема с журналистскими кадрами. Не секрет, что Кыргызстан является основным поставщиком журналистских кадров в Казахстан, Россию и другие страны. Это не редкость, когда журналисты, набравшись опыта, уезжают за рубеж, а новички, пришедшие в журналистику, не обладают достаточными знаниями, особенно в правовом аспекте своей деятельности.
С другой стороны, работодатель при найме нового сотрудника начинает задумываться о том, за что его можно уволить. Потому что если следовать всем нормам кыргызстанского трудового законодательства, а оно очень хорошо защищает права работников, то работодатели должны очень осторожно относиться к тем, кого берут в штат. Поэтому они зачастую стараются нанимать работников вне штата, на основании контрактов, договоров об оказании услуг и так далее. При этом сам журналист, который трудоустраивается, иногда даже не подозревает, что он не штатный сотрудник, и что на него не распространяются ни социальные гарантии, ни право выйти в отпуск, ни много другое. В результате, на этой почве возникают большие конфликты между ним и его работодателем.
BPC: Как много журналистов в Кыргызстане за последние годы привлекались к ответственности за нарушение законодательства при выполнении своих профессиональных обязанностей?
Илим Карыпбеков: Говорить об этом очень сложно, так как точной статистики нет. Последние данные были приведены Верховным судом в декабре 2003 года. К слову, результаты нерадостные. Так, согласно статистике, практически каждый день в том или ином регионе Кыргызстана в суд попадает дело против журналиста или СМИ. В целом, за год возбуждается порядка 300 таких дел либо в гражданском, либо в уголовном порядке.
На мой взгляд, после 2003 года количество судебных исков увеличилось. Медиа-сообщество Кыргызстана ощущает давление на СМИ и попытки ограничений со всех сторон. К сожалению, сегодня чиновники просто не верят, что журналисты могут подавать объективную информацию. Они полагают, что работники СМИ всегда пишут только заказные материалы. Отчасти они правы. Но с другой стороны, случается и такое, что люди в регионах подают на СМИ в суд, чтобы заработать деньги. Судьи также отрицательно относятся к СМИ. В итоге, все это ведет к тому, что ограничительные механизмы деятельности СМИ постоянно расширяются.
BPC: По каким статьям чаще всего журналисты привлекаются к ответственности?
Илим Карыпбеков: До этого года в юридической практике были известны только три статьи, по которым сотрудников СМИ привлекали к ответственности. Это статья 18 Гражданского Кодекса КР «Защита чести, достоинства и деловой репутации», статьи 127 и 128 УК КР «Клевета» и «Оскорбление». Эти три статьи были дежурными. Но в 2008 году прокуратура КР впервые применила в отношении СМИ статью «Заведомо ложный донос». Поэтому медиа-сообщество пристально следило за ситуацией вокруг газеты «Dе-факто» и «Алиби», так как в юридическом смысле это дело имеет очень важное значение. До этого никогда по тем обязательствам, которое должно понести юридическое лицо, не привлекалось физическое лицо.
Динара Токбаева, ВРС
Источник: http://www.bpc.kg/news/4645-05-11-08