«В России информационные агентства продают свои новостные ленты. Для них информация — это товар, ради получения которого затрачиваются большие финансы, причем, сюда входит и оплата налогов. К сожалению, в Кыргызстане пока такого понимания нет», — отметил сегодня в интервью BPC российский журналист, медиа-эксперт Игорь Шестаков. Он дал свою оценку состоянию кыргызстанской он-лайн журналистики.
BPC: Какие существенные различия вы видите между кыргызстанской и российской он-лайн журналистикой?
Игорь Шестаков: В он-лайн журналистике существуют международные стандарты, которые распространяются на все страны. Подача информации в «Риановости», «Интекфаксе», «Рейтере», также как и в кыргызстанских информагентствах осуществляется в одном ключе.
Нужно отдать должное кыргызстанской он-лайн журналистике за то, что они сразу взяли ориентир на международные стандарты. Между тем, в России Интернет-журналистика развивалась более активно, чем в Кыргызстане, и это связано с более широкими материально-техническими возможностями.
Еще одна особенность, которая дала очень сильный толчок российской он-лайн журналистике заключается в том, что свои сайты имеют многие города, а в Кыргызстане этот аспект отсутствует. Вместе с тем, это могло бы повлиять на развитие медийных Интернет ресурсов.
BPC: Какой положительный опыт кыргызстанские он-лайн журналисты могут перенять у своих российских коллег?
Игорь Шестаков: На сегодняшний день в Кыргызстане не хватает аналитических Интернет-изданий. Например, мировой финансовый кризис активно обсуждается в российском Интернет пространстве, в Казахстане он тоже вызывает неподдельный интерес. Также идут Интернет дискуссии о моделях развития государства. В Кыргызстане же о таком говорят только в столице, так как политологи и политики живут именно в Бишкеке. Площадка сужена и это очень большой недостаток.
Наряду с этим, в России информационные агентства продают свои новостные ленты. Для них информация — это товар, ради получения которого затрачиваются большие финансы, причем, сюда входит и оплата налогов. К сожалению, в Кыргызстане пока такого понимания нет.
Около десяти лет я возглавлял здесь представительство Интерфакс, и могу сказать, что в Кыргызстане продажа информационных ресурсов — большая проблема. К сожалению, у нас не принято платить за информацию. Между тем, если бы информационные агентства могли продавать свои ленты, это бы существенно поддержало их в финансовом плане.
В Кыргызстане должен развиваться информационный рынок, а для этого нужны законы. Сегодня я считаю, что журналистская общественность обсуждает не те вопросы, которые заслуживают внимания. Сейчас муссируются вопросы разработки закона об Интернете, а о том, как защитить авторские права, никто не думает.
BPC: Какие отрицательные факторы мешают развитию кыргызстанской он-лайн журналистики?
Игорь Шестаков: Чтобы открыть Интернет издание, необходимы материальные и технические возможности, которые очень ограничены. Он-лайн издания могут существовать при помощи грантодателей, но если нет внешней помощи, то и нет Интернет ресурса. Негативное влияние также оказывают отключения электроэнергии.
Я считаю, что слабое развитие он-лайн журналистики затрудняет работу госструктур. Сейчас Кыргызстан стремится к созданию электронного правительства, и если бы население через Интернет могло бы обращаться с вопросами к правительству, это был бы положительный фактор. Но концепция взаимодействия власти и СМИ, к сожалению, отсутствует. Такой опыт есть в России, где не только госструктуры, но и политические партии работают с населением через Интернет. Это инструмент общения, сотрудничества и решения определенных вопросов.
Можно привести простой пример, который показывает развитие в Кыргызстане он-лайн журналистики. Главным источником информации о землетрясении в Алайском районе был Бишкек, однако ее можно было бы получить намного быстрее, если бы Интернет ресурсы работали хотя бы в городе Ош.
Кыргызстан – это горное государство. Большая часть населения не имеет доступа к информации из-за особого рельефа местности. В регионах затруднено распространение телевидения и газет. В лучшем случае, эту территорию может охватить радио. Однако стоит отметить, что выбор радиостанций, которые предоставляют информацию, невелик. Большинство из них имеют развлекательный характер. Источники коммуникаций, через которые работает Интернет в городах не доходит до горных районов. Поэтому стоит развивать спутниковую связь. Это даст возможность наладить контакт с горными районами.
BPC: Насколько кыргызстанские он-лайн издания подвержены цензуре?
Игорь Шестаков: Цензуры в Интернет пространстве Кыргызстана нет. На сайтах можно увидеть статьи, которые критикуют действия и властей и оппозиции. К тому же на форумах люди имеют возможность свободно высказываться.
Недавно я столкнулся с рейтингом, оценивающим свободу слова в государствах, где Кыргызстан находился на 111 месте, а такое государство, как Люксембург на одном из первых. Здесь мнение международных организаций, на мой взгляд, необъективно. Нельзя оценивать все страны по одним критериям. Если в Люксембурге главной новостью может быть то, что пьяный водитель сбил велосипедиста, то в Кыргызстане активно обсуждаются политические новости и здесь имеют место политические реформы.
BPC: Может ли Интернет в условиях Кыргызстана вытеснить печатную журналистику?
Игорь Шестаков: Интернет и газеты – совершенно разные вещи. Я думаю, что кыргызстанские рекламодатели по-прежнему заинтересованы в том, чтобы размещать свою рекламу на страницах глянцевых журналов и газет. Если обратиться в этом вопросе к истории развития российских СМИ, то можно сказать, что в советское время было немного журналов. Преимущественно они были централизованными. Между тем, в последнее время появилось огромное множество региональных журналов, и Интернет издания не сыграли здесь никакой роли.
Люди, которые стоят у власти, заинтересованы в получении оперативной информации, это помогает им работать, а рядовой гражданин привык получать информацию, читая бумажную прессу.
Я думаю, что в Кыргызстане, учитывая его социально-экономическое положение и территориальное расположение, печатной прессе ничто не угрожает. В горных районах, куда кроме газет ничего не доходит, они продолжат оставаться популярными, а Интернет – это все-таки удел столицы.
Интервью подготовила Лира Минкина, ВРС
Источник: http://bpc.kg/news/4621-03-11-08