Human Rights Watch опубликовал очередной доклад о ситуации с состоянием прав человека в 90 государствах мира.
В интервью «Азаттыку» директор HRW по Европе и Центральной Азии Хью Уильямсон отметил, что в Кыргызстане свобода слова пережила серьезные испытания.
Уильямсон: В 2017 году в Кыргызстане произошел ряд продвижений. Прошли выборы, новоизбранному президенту Жээнбекову власть перешла мирным путем. Хотя процесс выборов вызывал обеспокоенность, в целом, мы отметили изменения в лучшую сторону.
В апреле прошлого года вошел в силу закон против семейного насилия. Это тоже хороший шаг. Но также были зафиксированы огорчающие события. Бывший президент Атамбаев предпринял меры против средств массовой информации, подал в суд и предъявил журналистам иски. В докладе эта проблема особо отмечена.
Мы также обратили внимание на пытки в закрытых учреждениях — распространение таких фактов неприемлемо. Хотя Организация Объединенных Наций попросила кыргызстанские власти освободить правозащитника Азимжана Аскарова, он до сих пор находится в заключении.
«Азаттык»: Я хочу спросить вас об отмеченной вами выше проблеме – свободе средств массовой информации. Недавно представитель экс-президента обратися в суд, требуя взыскать с ответчиков присужденные средства. Наверное, вы знаете об этом.
Уильямсон: Да, мы знаем об этом. В прошлом году представители Атамбаева подали в суд на издание «Заноза», его журналистов и правозащитницу Чолпон Джакупову, посчитав, что они нанесли ущерб чести и достоинству президента. Анализ Human Rights Watch и других правозащитных организаций показал, что оснований для такого иска не было.
Сказанное и написанное журналистами, и правозащитником в адрес президента не нарушают законы Кыргызстана. Поэтому судебные процессы, касающиеся защиты чести и достоинства президента, должны были быть прекращены.
Мы очень обеспокоены этим. Кыргызстан показал плохой пример международному сообществу в части ограничения медиа.
«Азаттык»: Международное сообщество может повлиять на кыргызстанские власти по вопросу журналистов и правозащитника, проигравших иски на миллионы сомов, применяются ли такие инструменты?
Уильямсон: У ООН есть специальные механизмы. Спецпредставитель организации в Кыргызстане распространил заявление в поддержку свободы слова, которым призвал кыргызские власти отказаться от судебного процесса по защите чести и достоинства президента. К сожалению, власти отказались выполнять его. Кыргызстан добровольно брал на себя обязательства договора по защите прав человека, в том числе, защите средств массовой информации.
Сейчас идет процесс согласования Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Кыргызстаном. КР надо принять предложения Евросоюза, и, чтобы тесно сотрудничать с организацией, надо отказаться от исков к журналистам.
В Кыргызстане была сравнительно хорошая ситуация со свободой слова, другие государства, их журналисты и правозащитники приводили его в качестве хорошего примера. Но после прошлогодних исков, Кыргызстан откатился назад в этой сфере. В Евросоюзе и США у Кыргызстана был статус страны со свободными медиа. Кыргызстанским властям стоило сохранить этот статус, но сейчас, наоборот, репутация страны запятнана.
Возможно сокращение инвестиций, помощи Всемирного банка. Потому что все они наблюдают за состоянием свободы слова в республике, развитием гражданского общества и демократическим управлением.
«Азаттык»: В 2017 году было закрыто несколько телеканалов, радиостанций. Например, по решению суда закрыт телеканал «Сентябрь», а имущество НТС стало предметом спора.
Уильямсон: 2017 год в Кыргызстане стал одним из самых тяжелых в части ограничения свободы слова, закрытия медиа-организаций и применения правовых механизмов против них. Кроме того, в страну не был допущен иностранный журналист. Корреспонденту Агентства Франс-Пресс Крису Риклтону запретили въезд в Кыргызстан. Что это за выходка? Почему Кыргызстан не разрешает въезжать в страну международному журналисту?
В Кыргызстан не была допущена и исследователь Human Rights Watch Мира Риттманн. Также не дали разрешения на въезд еще двум представителям международной правозащитной организации. Разве это хорошо скажется на репутации страны на международной арене?
«Азаттык»: Местные правозащитники, заявляя, что около 20 политических деятелей и критиков власти сидят в тюрьме, требуют от властей справедливо рассмотреть их дела и выпустить на свободу. Среди них есть и действующие члены парламента, и бывшие государственные чиновники. Международные организации отслеживают эти дела?
Уильямсон: Мы, конечно, обеспокоены тем, что много оппозиционных политиков находится в заключении. Мы отслеживаем ход судебных процессов — какие им предъявлены обвинения, есть ли полные основания для этого. Все под нашим наблюдением – не было ли нарушений законов при их задержании, была ли им дана возможность нанять адвоката, справедливый ли суд и идет ли процесс, согласно установленным нормам.
К сожалению, как показала сама история Кыргызстана, в этой стране не соблюдается судебная справедливость. Особенно после июньских событий 2010 года много граждан столкнулось с несправедливыми решениями судов. Мы хорошо осведомлены о том, как обстоят дела с судебными процессами политиков. К сожалению, оппоненты власти осуждаются на тюремные сроки по необоснованным и полностью недоказанным уголовным делам.
Несколько недель назад мы поздравили новоизбранного президента Жээнбекова с приходом во главу власти и выказали обеспокоенность касательно состояния прав человека в стране. Мы отметили положительные изменения в этой сфере, но вместе с этим остановились и на ограничении свободы слова и нарушении гражданских прав.
Необходимо исправить положение прав человека, устранить недостатки, которые были в 2017 году при Атамбаеве, и показать миру, что Кыргызстан – страна, уважающая права человека. Мы особо отметили, что перед Жээнбековым открыто «окно возможностей» для того, чтобы позвать не допущенных в страну, сотрудничать с ними, установить верховенство закона и улучшить управление.
https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan_hrw_report_freedom_of_speech/28985043.html