Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Глава общественного фонда «Правовая клиника «Адилет» Чолпон Джакупова обратилась к спикеру Жогорку Кенеша Нурланбеку Шакиеву, а также в Совет безопасности и Антикоррупционный деловой совет при президенте. В письме дана оценка законопроекту о добровольной легализации и амнистии активов физических лиц.

Kaktus.media публикует текст письма:

«Поводом обращения к вам послужило продвижение в Жогорку Кенеше проекта закона КР «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц», инициированного председателем кабинета министров КР (письмо от 27 мая 2022 года №18-11392).

Как известно из открытых источников, законопроект, устанавливающий основания для узаконения всех видов доходов, полученных от должностных преступлений, в том числе и за коррупционные преступления, принят Жогорку Кенешем во втором чтении 6 апреля 2023 года.

Следует отметить, что ранее общественный фонд «Правовая клиника «Адилет» по запросу секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве КР уже направлял вам анализ к проектам законов КР «О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР», которые были опубликованы в публичном пространстве.

Однако версия законопроекта, принятого во втором чтении в Жогорку Кенеше, вызывает высокую степень обеспокоенности в силу того, что содержание проекта, несущее серьезные риски и опасения, не изменилось, конкретизирующие поправки носят декларативный характер, не исключают противоречия с Конституцией КР и международными стандартами.

Важно подчеркнуть, что в анализе было отмечено о прямых противоречиях положений законопроектов основополагающим конституционным принципам, в том числе и принципу неотвратимости наказания за совершение преступления.

Фактически вносимыми предложениями может быть создана не имеющая мирового прецедента ситуация, когда на территории Кыргызстана правовые акты дадут возможность задекларировать доход от таких видов преступлений, как должностные преступления, бандитизм, легализация (отмывание) преступных доходов, контрабанда, рейдерство и ряд других тяжких преступлений.

Также данный правовой акт создает возможности для легализации средств, полученных от совершения преступлений на территории зарубежных стран, и подрывает взаимодействие с зарубежными странами в области расследования организованной преступности, включая розыск, арест и возврат средств, похищенных из бюджета нашей страны. Исходя из этого, можно сделать вывод, что предлагаемые проекты законов также противоречат целому ряду международных договоров и документов, участником которых является Кыргызстан.

Другая часть опасений связана с тем, что последующее применение закона в случае его принятия чревато негативными последствиями для экономики Кыргызстана ввиду противоречий Международным стандартам по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения — рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Принятие законопроекта приведет к попаданию Кыргызстана в так называемый серый список ФАТФ. После этого у государственных, финансовых учреждений и бизнес-сообщества Кыргызстана возникнут проблемы, что приведет к серьезным последствиям для страны. Например, ограничению прав граждан Кыргызской Республики, осуществляющих какие-либо платежи за рубежом; осложнению корреспондентских отношений Национального банка Кыргызстана с финансовыми учреждениями стран — членов ФАТФ и региональных групп по типу ФАТФ; принятию решения об отказе поддерживать финансовые отношения с нашей страной и закрытию корреспондентских счетов зарубежными банками; существенному снижению инвестиционной привлекательности экономики страны для иностранных инвесторов; сокращению объемов внешнеторговых операций, что, в свою очередь, значительно повлияет на выполнение бюджета.

По данным исследования, проведенного Международным валютным фондом, нахождение страны в сером списке приводит к сокращению притока капитала в среднем на 7,6% ВВП, банковских вложений в размере около 15-16%, направляемых в страну платежей — на 7-10%.

Необходимо отметить, что международные правовые акты позволяют при определенных условиях проводить так называемую налоговую амнистию, то есть задекларировать и уплатить соответствующие налоги с сумм, сокрытых от налогообложения. Тем не менее целесообразно принять во внимание опыт проведения зарубежными странами налоговой амнистии и удержания капитала внутри страны, соблюдения принципов ФАТФ и обеспечения надлежащей оценки рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также разработки подзаконных правовых актов, позволяющих эффективно провести проверку источника происхождения задекларированных средств.

Хотим обратить внимание, что в случае принятия законопроекта в текущей редакции все достигнутые Кыргызстаном результаты и положительные меры по повышению репутации страны на международном уровне по борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма будут сведены на нет.

Направляя вам данное письмо, мы еще раз хотим подчеркнуть свое высокое уважение к статусу парламента и независимости депутатов при принятии решений. Мы прекрасно понимаем, что решение по данному законопроекту — это полная ответственность депутатов Жогорку Кенеша КР.

Учитывая изложенное, мы лишь хотим предоставить информацию о последующих рисках для экономики нашей страны и надеемся, что данная информация позволит депутатскому корпусу принять взвешенное и ответственное решение».

Фото на главной странице иллюстративное: сайт International Wealth.

https://kaktus.media/479191