Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Гражданское общество Кыргызстана просит депутатов парламента страны отклонить законопроект об НКО. Об этом говорится в их официальном обращении к председателю парламентского комитета по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции Суйунбеку Омурзакову.

Обращение подписали представители 120 организаций. В нем говорится, что представители гражданского общества КР крайне обеспокоены законодательной инициативой депутатов Жогорку Кенеша (Надиры Нарматовой, Жылдыз Садырбаевой, Гулшаркан Култаевой и других), которые 19 мая внесли в парламент проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» (Закон «О некоммерческих организациях» и Уголовный кодекс), текст которого почти идентичен с законом об иностранных агентах Российской Федерации 2012 года.

Законопроект отличается от российского закона об иностранных агентах лишь тем, что в нем слово «агент» заменено словом «представитель».

Представители НКО отмечают, что законопроект содержит дискриминационные нормы, противоречащие основным демократическим принципам, и в случае его принятия значительно ограничит деятельность некоммерческих организаций, включая филиалы и представительства иностранных НКО, работающих в Кыргызской Республике (ИНКО).

«Многие положения законопроекта противоречат Конституции Кыргызской Республики и основным демократическим принципам, закрепляющим права человека. Ряд его положений противоречит положениям Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), стороной в котором Кыргызстан является с 1994 года», — говорится в обращении.

Далее следует, что законопроект предлагает предоставить широкие права государственным органам вмешиваться во внутренние дела НКО и ИНКО, а также приостанавливать их деятельность или ликвидировать их по своему усмотрению, практически вне каких-либо административных правил, которые бы ограничивали произвол. Тем самым документ создает барьеры и ограничения для НКО, которые параллельно не применяются в регулировании деятельности коммерческих организаций.

«В соответствии с международной практикой правовое регулирование деятельности НКО, не обладающих специальным статусом благотворительной или общественно полезной организации, дающим им право на определенные льготы, должно быть аналогично правовому регулированию деятельности коммерческих организаций», — подчеркивают представители организаций.

Отмечается, что законопроект в случае принятия будет иметь негативный эффект на все НКО, включая благотворительные и гуманитарные организации, оказывающие социальные услуги населению. Установление вышеуказанных обременительных требований чревато сокращением иностранных инвестиций в некоммерческий сектор и экономику КР, что приведет к сокращению оказываемых НКО социальных услуг, в которых население страны остро нуждается.

На их взгляд, обществом и государственными органами не в полной мере осознаются важность и масштабы деятельности НКО Кыргызстана, которые вносят существенный вклад в экономическое и социальное развитие республики.

«Они выполняют те функции, которые не в силах выполнять в должной мере государство и рыночные институты, тем самым снижая социальную напряженность в обществе. Законопроект пронизан идеей о том, что «иностранная помощь для НКО — это дестабилизирующая сила, угрожающая КР». Однако самая большая часть иностранной помощи стране предоставляется через государственные органы, значительную часть помощи иностранные и международные организации оказывают коммерческому сектору. В этой связи несправедливо видеть угрозу национальной безопасности в иностранной помощи только сектору НКО Кыргызстана», — говорится в обращении.

Представители гражданского общества заметили, что во всех государствах с установившимися демократическими традициями организации (в том числе НКО) могут получать иностранное финансирование и использовать его для различной деятельности: продвигать законодательные реформы, участвовать в качестве наблюдателей в выборах или помогать государству в выработке политики в той или иной сфере и так далее. В демократических странах отдельные ограничения в вопросах иностранного финансирования имеют место в отношении узких групп организаций (например, политических партий) и в отношении четко определенных видов деятельности (например, финансирование выборных кампаний в поддержку кандидатов в государственные органы). Такие ограничения и ответственность граждан уже закреплены и в законодательстве Кыргызской Республики.

Безусловно, Кыргызстан должен принимать меры по предотвращению угроз национальной безопасности и суверенитету. Однако рассматривать НКО как особый источник этой угрозы является ошибочным, особенно учитывая то, что за все годы независимости страны не было ни одного факта использования НКО во вред КР.

«Мы твердо убеждены в том, что организации, представляющие угрозу национальной безопасности, должны выявляться не путем установления бюрократических барьеров и тотальных проверок НКО, а по факту нарушения той или иной организацией законодательства республики», — отметили представители НКО.

Они также добавили, что сегодня Кыргызстан имеет заслуженную репутацию одной из самых прогрессивных стран в Центральной Азии и СНГ в вопросах обеспечения и защиты фундаментальных прав и свобод человека, где гражданское общество содействует парламенту, президенту и кабинету министров в осуществлении их основной миссии — улучшении жизни граждан.

«К сожалению, положения законопроекта подрывают и поворачивают вспять усилия КР в этой сфере и ослабляют ее способности развивать человеческие ресурсы, привлекать иностранные инвестиции, пользоваться поддержкой своих граждан и международного сообщества для поддержания устойчивых позиций как демократического государства. Осознавая свою ответственность, учитывая дискриминационный характер законопроекта, его противоречие Конституции и международным обязательствам Кыргызской Республики, а также негативные последствия для общества, в случае его принятия мы обращаемся с призывом к депутатам ЖК отклонить документ», — заключили представители некоммерческих организаций.

Напомним, группа депутатов во главе с Надирой Нарматовой предлагает поправки в закон об НКО и Уголовный кодекс. Согласно поправкам, некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, получат статус «иностранный представитель» и войдут в специальный реестр. За создание НКО, «посягающей на личность и права граждан», вводится уголовное наказание в виде штрафов и лишения свободы до десяти лет.

Почему это важно

Экспертный анализ показал, что данный законопроект копирует российский закон об иностранных агентах, который признан репрессивным. Сейчас там число «иностранных агентов» стремительно увеличивается — под ограничение попали не только правозащитники, но и независимые СМИ, гражданские активисты, различные лидеры мнений. Аналогичный сценарий ожидается и в Кыргызстане в случае принятия этого законопроекта.

Эксперты и юристы отметили, что законопроект нарушает Конституцию Кыргызстана и международные договоры.

Уголовное наказание за нарушение требований этого закона весьма жесткое — до десяти лет лишения свободы. Такой срок полагается за совершение тяжких преступлений. В законопроекте нормы расписаны размыто, это может привести к тому, что власти посчитают нарушением закона даже гражданский активизм.