Попытка кыргызстанки Алтын Капаловой записать в документы своих троих детей вместо отчества так называемое матчество может привести в Кыргызстане к изменению Конституционного закона.
Сама Алтын Капалова не раз отмечала, что у нее нет материальных ресурсов и поэтому публичность и огласка являются ее главным инструментом в этой борьбе. В рамках проекта «Медиакритика» смотрим, как процесс освещали СМИ.
Справка
Более верным является термин «матроним». Однако большинство русскоязычных СМИ Кыргызстана используют именно слово «матчество», поскольку так более понятно, что эта часть имени используется вместо отчества. В кыргызскоязычных СМИ используют как термин «матчество», так и сложную конструкцию «баланы энесинин атына каттоо боюнча» (регистрация ребенка на имя матери»).
Что происходит
История эта началась в феврале 2021 года. Кыргызстанка Алтын Капалова поменяла документы своим трем несовершеннолетним детям. В графу «отчество» она вписала матчество — Алтынович и Алтыновна. В ГРС документы выдали, видимо, посчитав имя мужским. О том, что «отчество» образовано от имени матери, стало известно из поста Алтын в соцсетях. После этого Государственная регистрационная служба аннулировала документы и подала в суд на Алтын Капалову. ГРС сообщила, что произошла ошибка и что в законе нет нормы, чтобы отчество происходило от имени матери.
Капалова прошла все судебные инстанции, включая Верховный суд, и все они признали правомерность аннулирования матчества.
Тогда представители Капаловой обратились в Конституционный суд, где детям Капаловой также не разрешили менять отчество. Но судебная коллегия Конституционного суда Кыргызстана признала необходимость разработки института матронима/матчества для кыргызстанцев, достигших 18 лет. Конституционный суд пришел к выводу, что любой совершеннолетний кыргызстанец может взять матчество вместо отчества.
Это решение обсуждается в обществе до сих пор. Многие поддержали эту идею. Однако немало и тех, кто категорически выступил против. А президент Садыр Жапаров выступил с инициативой внести изменения в Закон «О Конституционном суде Кыргызской Республики». Причем предложено пересмотреть норму, которая закреплена в самой Конституции.
Кто такая Алтын Капалова
Алтын Капалова была известна в Кыргызстане и до истории с матчеством.
Она активистка, феминистка, писательница, художница, антрополог. Капалова курировала несколько различных выставок, в том числе первую Feminnale — биеннале феминистского искусства, которая привела к скандалу. А сама Алтын подверглась кибербуллингу.
Как освещались суды по матчеству
24 февраля 2021 года, когда стало известно, что ГРС подала в суд, Капалова со своей страницы в соцсетях обратилась к СМИ с просьбой прийти и осветить этот процесс.
25 февраля на суд пришло очень много людей: журналистов, правозащитников и обычных граждан.
В результате суд отложили с формулировкой «судья на семинаре». При этом большинство СМИ Кыргызстана опубликовали новость о конфликте, озвучив как позицию ГРС, так и мнение самой Капаловой.
«Государство должно соблюдать правила международных соглашений о гендерном равенстве и о борьбе со всеми видами дискриминации в отношении женщин. Должно вписать в закон, что мамы имеют такие же права, как и отцы, что дети могут носить двойные, тройные фамилии или имя и фамилию мамы, вместо того чтобы подавать на меня в суд».
Обращает внимание то, что большинство СМИ в заголовках представили Капалову нейтрально — писательницей или активисткой (к счастью, не пытаясь хайповать на феминистских взглядах Алтын Капаловой).
Уже тогда — в 2021 году — этот прецедент вызвал волну обсуждений в соцсетях. Издание Limon.kg даже собрало в отдельный материал посты, где поддерживало активистку.
Основная масса публикаций по этой теме пришлась на февраль-март 2021 года. СМИ брали интервью у Алтын, пытались разобраться в юридической подоплеке вопроса. А, например, Kaktus.media даже поговорил с психологом о том, почему люди выступают против матчества.
Было и несколько аналитических материалов, для авторов которых матчество стало поводом поговорить о гендерном равенстве и проблемах системы. Один из ярких таких примеров материал, опубликованный на сайте 24.kg «Когда по матери нельзя. Скандальный суд, обнаживший уродство системы», «Азаттык» опубликовал материал «Матчество вместо отчества. Вызов «патриархальным» устоям?»
В целом кыргызстанские СМИ в 2021 году освещали судебный процесс или нейтрально, или с симпатией к Алтын Капаловой.
А что же дети?
В центре этой истории находятся дети Капаловой. А дети, как известно, гарантируют повышенную популярность материалов. Однако интервью с сыновьями и дочкой Капаловой ни в одном СМИ не появилось. Но произошло это не благодаря журналистской этике.
Как объяснила Капалова в интервью Лейле Саралаевой, главному редактору издания «Новые лица», «журналисты хотели взять у детей интервью, но дети отказались». «И я сделала все, чтобы уберечь их», — пояснила она.
Напомним, в Этическом кодексе журналиста КР в пункте №10 четко оговаривается: «Журналист должен быть особенно осторожным при освещении вопросов, связанных с детьми. Журналист и редактор должны иметь обоснования для освещения личной жизни несовершеннолетнего лица (лиц) и разрешение на это от его родителей или опекунов».
Решение Конституционного суда. Эффект разорвавшейся бомбы
До июля этого года следить за историей вокруг матчества продолжали преимущественно ведущие СМИ. Но публикации были в основном новостными, когда проходило очередное заседание или появлялся другой информационный повод. Тем более что судебные инстанции принимали схожие решения. О том, что адвокатессы Капаловой обратились в Конституционный суд, стало известно 22 февраля 2023 года. Соответствующий пресс-релиз был подготовлен самим судом, поэтому он появился практически во всех СМИ с одинаковыми формулировками.
И вот Конституционный суд принял решение. СМИ узнали об этом из поста Алтын Капаловой, опубликованного 2 июля.
В числе прочего Капалова написала: «Я хочу поблагодарить Конституционный суд КР за это решение и поздравить моего 16-летнего сына – Капалова Данияра Алтыновича, который скоро пойдет получать паспорт и сможет взять мое имя в качестве матчества». Очень многие СМИ, к сожалению, растиражировали эту ошибку, хотя в решении Конституционного суда (опубликованном на сайте 30 июня) указано, что такой выбор есть у совершеннолетних граждан КР. Конституционному суду даже пришлось выступать с уточнениями, что речь идет о 18-летних гражданах и что «указанное решение ни в коей мере не нарушает традиционные и исторические устои нашего общества, связанные с присвоением имени».
В течение двух дней новость об этом выпустили практически все СМИ Кыргызстана с практически одинаковыми названиями.
Kaktus.media: В Кыргызстане официально разрешили матчество
KLOOP: Айгулевна и Айгулевич. В Кыргызстане разрешили брать матчество
Bulak.kg: Кыргызстанцам можно брать матчество, но с 16 лет – Конституционный суд
«Азаттык» был более точен в формулировках, опубликовав материал «Хорошая и плохая новость». В Кыргызстане разрешили выбирать между матчеством и отчеством, но только совершеннолетним. При этом в самой статье по этому поводу приведены доводы как сторонников, так и противников данного решения Конституционного суда.
Sputnik.kg пытался заинтриговать читателя, опубликовав новость: Разрешено или нет матчество? Ответ Конституционного суда. Саму новость предварял лид: «Одна из активисток просила дать матчество своему ребенку. Ряд пользователей считают, что это противоречит традиционным ценностям».
В этом видится некая манипуляция читательским мнением: одна активистка противопоставляется целому ряду пользователей. В самой новости также указывается: «Многие пользователи считают, что это противоречит традиционным ценностям. Против выступил и госсекретарь Кыргызстана Суйунбек Касмамбетов: «Род продолжается только по линии отца». Мнение тех, кто поддерживает решение Конституционного суда, в новости Sputnik.kg не приводится.
Следует признать, что решение Конституционного суда буквально раскололо общество на два лагеря. Причем в лагере противников оказались весьма влиятельные персоны, мнение которых СМИ не могли игнорировать.
В частности, против матчества высказался муфтий Замир Ракиев. Большинство СМИ ограничились публикацией мнения муфтия.
А вот, например, сайты Kaktus.media и Kloop вступили в своеобразную дискуссию с Ракиевым, пояснив, что не так в заявлении муфтия.
Мнения противников матчества, которые не занимают высокие должности, СМИ практически не тиражировали. Зато их активно распространяли паблики и YouTube-каналы. При этом основными аргументами были, что «это не в наших традициях». К сожалению, СМИ не провели филологический, культурологический, исторический ликбез, разъясняющий процедуру имянаречения.
В резолюции Конституционного суда сказано, что решение по матчеству окончательное, обжалованию не подлежит. Однако администрация президента предложила внести изменения в Конституционный закон «О Конституционном суде Кыргызской Республики».
Согласно проекту закона, опубликованному для общественного обсуждения, вносится статья, которая предполагает пересмотр решений Конституционного суда.
Тем не менее какое бы решение ни было принято, процесс о матчестве, по мнению организации Human Rights Watch, стал делом стратегического гендерного равенства. И, судя по проанализированным нами статьям, СМИ сыграли в этом свою положительную роль.
Кстати, Алтын Капалова уже заявила, что будет бороться за право матерей давать матронимы своим детям при рождении. А значит, это еще не конец.
Материал создан в рамках программы по развитию жанра медиакритики проекта «Медиа-К» «Интерньюс в Кыргызстане», реализуемого при поддержке USAID в КР.