Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Главная проблема перехода на «цифру» связана с необеспеченностью населения ТВ-приставками. Об этом сообщается в аналитическом документе программы «Свобода информации» Фонда «Сорос-Кыргызстан».

Как говорится в документе, в Кыргызстане отсутствует производство ТВ-приставок и при ввозе импортных ТВ-приставок взимается 10% таможенная пошлина. По оценкам экспертов, их цена на кыргызстанском рынке составляет около 70 долларов, что является достаточно высокой для большинства абонентов, желающих использовать кыргызстанское наземное цифровое вещание. В то же время стоимость ТВ-приставок для просмотра цифрового вещания соседних стран (Узбекистан, Таджикистан) составляет от 1 тыс. 500 сомов (около 30 долларов). Даже если убрать 10% таможенную пошлину от стоимости кыргызстанских ТВ-приставок, они все равно не конкурентоспособны с зарубежными приставками.

Цена вопроса для населения при наличных 1,2 млн телевизионных приёмниках 23 и стоимости приставки $30 составляет как минимум $36 млн. Это вызывает интерес аффилированных к системе связи коммерческих структур и их возможное лобби при принятии решений.

В настоящее время Министерством культуры, информации и туризма разработан проект постановления КР «О Социальном пакете программ эфирной наземной трансляции». Социальный пакет выступает в роли основного инструмента формирования государственной информационной политики и обязательной функции государственной вещательной организации по удовлетворению информационных потребностей населения. Соцпакет будет предоставляться на бесплатной основе, финансирование затрат по предоставлению социального пакета берет на себя государство. Данный проект НПА определяет принципы формирования соцпакета, условия его распространения и финансирования, технические требования к его трансляции, перечень программ, которые должны входить в социальный пакет.

Перед ОАО «Кыргызтелеком» поставлена задача обеспечить социальным пакетом 95% населения страны. В настоящее время проект документа находится на стадии согласования.

Важно при формировании перечня телеканалов социального пакета руководствоваться в первую очередь национальными интересами и потребностями населения в информации. В настоящее время вопросом, вызывающим дискуссии в обществе, является вопрос включения в социальный пакет зарубежных каналов. Важность данного вопроса подразумевает необходимость взвешивания без эмоций плюсов и минусов данного решения, возможно принятия временных мер.

Другие каналы, обеспечиваемые частными телевещателями, будут транслироваться на платной основе. Очевидно, что некоторые ТРО не смогут профинансировать создание негосударственной цифровой сети (через оператора «Цифровые технологии») и части из них придется «встраиваться» в сети ОАО «Кыргызтелеком». Здесь присутствует проблема в определении порядка предоставления услуг связи для них, а также тарифной политики государственного оператора связи (РПО РМТР), который является разрешенным монополистом.

Деятельность монополиста такого масштаба нуждается в соответствующем антимонопольном регулировании, касающемся не только государственного регулирования тарифов, но и четких процедур включения частных, региональных и даже муниципальных вещателей в сети ОАО «Кыргызтелекома», с обязательным общественным контролем.

Существуют также и другие препятствия, касающиеся области привлечения частных инвестиций, и отталкивающие потенциальных инвесторов. Например, требование того, что победитель конкурса обязуется к 2016 году обеспечить все населенные пункты КР цифровым телевидением, как минимум на одном мультиплексе.

Данное условие является практически нереализуемо, так как в Кыргызстане есть десятки населенных пунктов, которые до сих пор не обеспечены электричеством. В этом отношении, по мнению экспертов, можно говорить не о покрытии вещанием всех населенных пунктов, а о покрытии областных центров и населенных пунктов с охватом не менее 50% общего населения страны.

Очевидно, что в краткосрочном периоде бесплатное (для населения) телевещание является не самым лучшим, но необходимым конкурентным условием выживания кыргызстанского цифрового вещания. Но в долгосрочном периоде необходимо закладывать условия для монетизации услуг ЦТРВ, включая абонементную плату за услугу. В этом случае возможны три варианта: авансовые платежи, платежи по факту потребления услуги, постфактумные платежи.

http://www.tazabek.kg/news:378174