Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

18 июля на пресс-конференции в Бишкеке глава МВД Улан Ниязбеков заявил, что министерство исполняет закон о фейках и ведет профилактическую работу среди пользователей социальных сетей. По его словам, пользователей соцсетей приглашают на допрос в целях профилактики. «Мы расследуем провокационные материалы. Может, за этой публикацией кроятся сомнительные, преступные мысли. Приглашаем на беседу. Ведем профилактическую работу. Соответствующий закон принят в мае 2022 года. Есть еще закон о фейках. Если наша работа неправильная, то органы прокуратуры принимают меры к нам», — сообщил министр. Однако данная информация не может являться достоверной, поскольку министерство внутренних дел не значится в качестве исполнителей по закону «О защите от недостоверной (ложной) информации». Соответственно, даже если МВД и проводит допросы пользователей соцсетей, то в соответствии с законом не может делать это в качестве профилактики во исполнение закона «О защите от недостоверной (ложной) информации». Возникает вопрос, а каким в действительности законом руководствуется министерство?

Справка ИМП:

  1. МВД не может исполнять закон о фейках. Закон о фейках правильно называется Законом КР «О защите от недостоверной (ложной) информации». Под недостоверной информацией согласно данному закону понимается информация, содержащаяся на сайте в сети Интернет или на странице сайта в сети Интернет, не соответствующая действительности, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию другого лица (п. 7 ст. 2). Данный закон имеет отсылочную норму о том, что в порядке, определяемом Кабинетом Министров КР, гражданин в отношении которого распространены недостоверные порочащие сведения имеет право требовать удаления информации у лица, который разместил такие сведения. Чтобы защитить честь, достоинство и деловую репутацию человека привлекается аппарат государственных органов Министерства цифрового развития КР и Минкультуры (п.2, 3 постановление Кабмина от 8 апреля 2022г. № 204). Следует отметить, что честь, достоинство и деловую репутацию на практике обычно пытаются защищать высокопоставленные чиновники в суде. Но есть одна проблема – публичность судебного процесса, ведь чиновникам приходится открыто доказывать на суде, что распространенная информаций недостоверна и порочит честь и достоинство. А по новому закону «защищать честь» высокопоставленному чиновнику можно будет через подотчетный ему государственный орган, не придавая гласности сам процесс принятия решения.

Уполномоченными органами по данному закону являются Министерство цифрового развития КР и Министерству культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики (п.2, 3 постановление Кабмина от 8 апреля 2022г. № 204). МВД в качестве исполнителей по данному закону не значится.

Правозащитные организации неоднократно заявляли, что данный закон направлен только на борьбу с критикой власти и слова министра внутренних дел тому подтверждение. Неясно также о каком законе, принятом в мае 2022 года, идет речь.

  1. Допрос в целях профилактики. Участились случае проведения допросов якобы в рамках так называемой доследственной проверки, то есть простым языком допрос до возбуждения уголовного дела. Таким образом допросили руководителя радио «Азаттык» Айзаду Касмалиеву (дважды), редактора Kloop Ислама Розиева, экс-депутата Равшана Джеенбекова. Однако, для проведения доследственной проверки нужен конкретный повод, обозначенный в статьях 148, 153 Уголовного процессуального кодекса КР, а именно:

1) заявления граждан о совершенном или готовящемся преступлении;

2) сообщение уполномоченного лица организации о совершенном или готовящемся преступлении;

3) рапорт должностного лица, органа дознания, следователя или прокурора о непосредственном обнаружении обстоятельств, которые свидетельствуют о совершенном или готовящемся преступлении.

То есть, поводом для допроса является поступление информации о совершенном или готовящемся преступлении. Неясно информация по какому именно преступлению имелась в распоряжении органов внутренних дел для того, чтобы проводить допросы вышеуказанных лиц и по итогам отбирать подписку о неразглашении данных досудебного производства. Если распространяемая информация не соответствует действительности, государственные органы могут дать опровержение и предоставить доказательства этому. Но преследовать, в том числе путем проведения допросов, отбирать подписку о неразглашении данных — необоснованно и незаконно. Целью допроса является выяснение фактических обстоятельств дела для подтверждения информации о совершении или не совершении преступления. Профилактика преступления не может проводится в рамках допроса, поскольку следователь не имеет право проводить разъяснительные работы в рамках проведения допроса.

  1. Относительно информации о задержании гражданского активиста Адилет Али Мыктыбека. Министром внутренних дел озвучено, что данного гражданина задержали «за неправильный призыв» и есть результат лингвистической экспертизы. В соответствии с частью 1 статьи 167 УПК КР данные, полученные в ходе следствия по уголовному делу, не подлежат разглашению. То есть, всеми должностными лицами должна соблюдаться тайна следствия. Эта норма конечно же касается также должностных лиц правоохранительных органов. Согласно решению Конституционного суда Кыргызской Республики от 8 июня 2022 года обеспечение тайны следствия также означает необходимость соблюдения принципа презумпции невиновности для того, чтобы ни один подозреваемый, обвиняемый не стал заблаговременно жертвой публичного осуждения. В этой связи, комментировать данное уголовное дело считаем преждевременным.