ОФ «Институт Медиа Полиси» решил подготовить карточки после обсуждений в парламенте, где было заявлено, что «президент, флаг и гимн – символы государства и их оскорбление должно караться в рамках закона, в связи с чем ГКНБ отслеживает негативные высказывания в отношении Президента и направляет их в Генпрокуратуру».
1. Что случилось?
18 октября 2016 года на заседании Комитета Жогорку Кенеша по обороне и безопасности депутат от фракции СДПК Ирина Карамушкина поинтересовалась у замглавы Госкомитета национальной безопасности Рустама Мамасадыкова о мерах, предпринимаемых в отношении людей, публично высказывающих оскорбления в адрес Президента в сети Интернет. В ответ на это, Мамасадыков заявил, что «президент, флаг и гимн – символы государства и их оскорбление должно караться в рамках закона, в связи с чем ГКНБ отслеживает негативные высказывания в отношении Президента и направляет их в Генпрокуратуру».
2. Что происходит с теми, кто своими действиями портит или оскорбляет государственные символы?
Законодательством «надругательство над госсимволами» установлено как уголовно-наказуемое деяние. Как следует из толкового словаря Ожегова, надругательство следует понимать, как оскорбительное, грубое издевательство, кощунство.
3. А что в Кыргызстане признается госсимволами?
Статья 11 действующей Конституции КР признает государственными символами – флаг, герб, гимн Кыргызской Республики. Согласно словарю-справочнику Экономики и право государственные символы это — установленные Конституцией или специальным законом особые, как правило, исторически сложившиеся, отличительные знаки государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность, а иногда несущие определенный идеологический смысл. Граждане Кыргызской Республики, а также лица, находящиеся на территории Кыргызской Республики, обязаны чтить государственные символы Кыргызской Республики. Глубокое уважение к государственным символам Кыргызской Республики — патриотический долг каждого гражданина Кыргызской Республики.
4. Получается, оскорбление президента не является оскорблением госсимволов?
Да, не является. Президент КР как глава государства, является символом единства народа и государственной власти, тем не менее, никак не может выступать государственным символом.
5. Ну, хорошо, президент – не госсимвол, но, наверняка, в компетенцию такого госоргана, как ГКНБ, входит работа по отслеживанию негативных высказываний в отношении Президента?
Не входит. Если исходить из открытого перечня полномочий ГКНБ[1], то в компетенцию органа нацбезопасности не входит такая обязанность, как мониторинг негативных высказываний в отношении главы государства. Возможно, есть внутренние закрытые документы, где прописаны такие функции ГКНБ, однако встает вопрос, целесообразны и законны ли по Конституции такие полномочия у ГКНБ. Очевидно, что работа по мониторингу в сети Интернет может быть обоснована только в целях обеспечения безопасности общества и государства, ведения работы по выявлению, предупреждению и пресечению противоправных посягательств на конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность КР.
6. Несмотря на то, что президент не госсимвол, существуют ли какие-либо ограничения в связи с негативными высказываниями в отношении главы государства?
Согласно Конституции каждый гражданин имеет право на защиту чести и достоинства (ст.29) и распространение такой информации является основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности. Защита чести и достоинства каждого гражданина, в том числе и Президента, должна осуществляться в гражданском суде в общем порядке, без каких-либо привилегий. К сожалению, наше законодательство не соответствует этому международному стандарту в части нормы действующего Закона КР «О гарантиях деятельности Президенте КР», наделяющего правом защиты чести, достоинства Президента Генерального прокурора КР.
7. Это же логично чтобы глава государства обладал «особой» защитой своей чести и достоинства, почему вы сожалеете о наличии этой нормы?
Каждый имеет право на защиту. Но честь и достоинство – относятся к категории нематериальных неимущественных прав, которые представляют собой особые субъективные права личности неразрывно связанные с ней. Из чего следует, что только гражданин самостоятельно может дать оценку, что его порочит, а что нет. Само наличие нормы в законодательстве, позволяющей Генпрокурору выступать личным защитником Президента КР противоречит правовой природе защиты нематериальных благ. Подробнее почитайте об этом здесь.
8. Но поскольку эта норма действующая, значит, ее надо исполнять?
Да, к сожалению, это так. В Кыргызстане в разные годы Генпрокуроры заявляли о своем намерении подать иск против журналистов в защиту чести и достоинства действующих на тот момент Президентов. Однако лишь 2015 году создан прецедент, когда суды удовлетворяют иск Генерального прокурора в защиту доброго имени Президента КР против журналиста Дайырбека Орунбекова, присуждая ответчику несоразмерно высокую сумму моральной компенсации. Более того, в настоящее время идет судебное разбирательство по привлечению журналиста к уголовной ответственности за неисполнение решения суда по возмещению моральной компенсации Генеральному прокурору (подробнее можете почитать здесь). Стоит отметить, что международные организации (Стамбульский план действий ОЭСР) давно рекомендуют Кыргызстану исключить данную норму из законодательства, т.к. выступление Генпрокурора в роли личного адвоката Президента не соответствует демократическим стандартам. Однако до настоящего времени государство не прислушалась к этим советам.
[1] Согласно Закону КР «Об органах национальной безопасности КР», в компетенцию ГКНБ входит: осуществление разведывательной и контрразведывательной деятельности, противодействие экстремистской деятельности; защита конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности КР от противоправных посягательств; введение борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью специальных служб иностранных государств и организаций, терроризмом, коррупцией, контрабандой и наркобизнесом и много других важных функций. Подробнее с ними можно ознакомиться здесь.