Официальный агитационный период, когда можно из каждого утюга рекламировать свою партию, еще не начался. Все это кыргызстанцам предстоит испытать в сентябре (день тишины будет 3 октября).
Но и сейчас агитация идет вовсю — через социальные сети, благотворительность, интервью и другими всевозможными способами. Каждый заявляет о себе как может, чтобы перетянуть внимание избирателя в свою сторону.
Однако сейчас агитация, по сообщениям Центризбиркома, запрещена. Рабочая группа ЦИК отслеживает публичные выступления партий и их представителей.
По словам члена рабочей группы Гульнары Джурабаевой, команда работает постоянно и несколько партий, которые изъявили желание участвовать в выборах, уже получили предупреждения.
Напомним, изъявили желание участвовать в выборах 44 партии.
Предупреждения за несвоевременную агитацию уже получили партия «Реформа» за распространение в соцсетях роликов с тезисами программы и партийным слоганом. За благотворительность предупреждение получила партия «Чон казат». За несанкционированное использование логотипа партии получила предупреждение партия «Бирик».
Гульнара Джурабаева отметила: все, что связано с агитацией, должно быть оплачено из фонда партии. К таким тратам относятся все выступления, ролики и даже интервью.
К агитации относится вся информация, которая мотивирует к голосованию за того или иного кандидата.
Другой член Центризбиркома Атыр Абдрахматова отметила, что скрытую агитацию определить нелегко, потому что многие партии избирают для себя удачные названия, включающие в себя распространенные слова, и при их использовании не всегда можно доказать, что речь идет именно о партии.
«В правилах агитации разобраться сложно, но стоит помнить, что необходимо соблюдать их», — отметила она.
Каждый из случаев необходимо рассматривать индивидуально. Грань между простой информацией и агитацией тонка.
Председатель Центризбиркома Нуржан Шайлдабекова также подчеркнула, что разобраться с проблемой агитации помогают медиаэксперты и специалисты.
«Они анализируют случаи и определяют, было ли нарушение», — отметила она.
Медиаэксперт Акмат Алагушев отмечает, что разница между информированием избирателя и агитацией существует. Нужно учитывать понятие об информационном обеспечении выборов, которое включает и информирование, и предвыборную агитацию.
«Информирование избирателя — это все, что происходит с момента подписания указа о назначении выборов. Что касается предвыборной агитации — это непосредственно то, чем занимаются партии через СМИ и другие доступные способы», — отметил он.
На мой взгляд, предвыборная агитация — когда звучит четкий посыл голосовать за того или иного кандидата либо голосовать против них, выражение предпочтения за партию или кандидата. Есть также понятие — описание возможных последствий в случае избрания кандидата или партии.
Еще один важный момент — распространение информации, не связанной со служебной и должностной деятельностью.
Партии и их представители должны в первую очередь сами беспокоиться о скрытой агитации, предупреждениях и запретах.
«Наказание может быть самое строгое — вплоть до отказа в регистрации или снятия с предвыборной гонки», — отметил он.
Как понять, что перед вами агитация?
Каждый случай индивидуален. Если вам кажется, что в ролике, интервью, на картинке или в любом другом контенте присутствует агитация, то стоит обратиться к Центризбиркому за разъяснением.
Куда обратиться?
На сайте https://shailoo.gov.kg/ru/contacts/ есть контакты группы, которая рассматривает правила агитации и ищет нарушения со стороны партий.
Благотворительность и волонтерство считаются агитацией?
В их классическом проявлении — нет. Но если в этом используются логотипы партии, кандидатов и просто слова о кандидате и партии — это считается агитацией.
Для того чтобы это доказать, лучше, конечно, зафиксировать все на видео, фото или хотя бы аудио. После этого необходимо передать материалы в ЦИК.