В субботний вечер, 13 августа, при полном аншлаге в парке «Ынтымак-2» состоялось грандиозное концертное шоу – состязание акынов-импровизаторов «Билим Айтыш» в исполнительском мастерстве и способности донести до широкой аудитории важную суть медиаграмотности.
Акыны-импровизаторы — участники проекта «Билим Айтыш».
За прошедшие полгода 21 акын прошел практические тренинги и прослушал тематические лекции. В течение 14 недель они выполняли 8 заданий по теме медиаграмотности, а создаваемые ими видео публиковались в социальных сетях.
— Сотрудничество с акынами – это один из лучших проектов этого года, — заявила директор Представительства Интерньюс в КР Элина Каракулова.
Элина Каракулова.
Акыны — поэты-импровизаторы, важная часть культурного кода нашей страны, голос народа, традиционно связывающего общество и власть. Издревле акыны выполняли роль современной прессы и путем искусного стихосложения и мелодии доносили до правителей чаяния простых людей. Очень символично, что сейчас акыны перепевают и доносят выводы крупных антикоррупционных расследований (Болот Темиров и Болот Назаров), рассказывают о том, что такое дезинформация и как защититься от кибербулинга и фейковых новостей на своем лиричном языке.
Мы начали работу с обучения акынов медиаграмотности, критическому мышлению, работе в социальных сетях, SMM стратегиям, помогли с технической частью создания контента, а потом получили запрос на более углубленное изучение истории Кыргызстана, кыргызской философии и культуры. Просветители тоже нуждаются в просвещении. Так и должно быть, это правильный путь. И на этом пути нам помогали Мелис Мураталиев, Туголбай Казаков, Эмиль Уметалиев, Армен Касенов, Максуда Айтиева, Ибрагим Хасан-ахунов, Асель Сооронбаева, Исмаил Карыпов.
Каракулова отметила, что далее был запуск проекта по медиаграмотности @BilimAitysh в соцсетях (подписывайтесь, если еще не с нами!). Каждую неделю группе из 21 акынов предлагалось создавать свой контент на заданную тему по медиаграмотности, лучшие работы отбирались специальной комиссией и финалисты определялись голосованием аудитории в Instagram, TikTok и Facebook. Задания по медиаграмотности для акынов создаются на основе примеров из национального фольклора и эпоса “Манас”. И в этом помогают талантливые MediaKitchen под руководством Азима Азимова, уроки озвучивает великолепный Урмат Борченов.
Аншлаг на финальном состязании.
Полную видеозапись трансляции смотрите ниже на Facebook по этой ссылке.
Больше фото найдете на нашей странице здесь.
В состав жюри вошли известные деятели культуры и эксперты:
Түгөлбай Казаков – народный артист Кыргызской Республики, композитор;
Мелис Мураталиев – президент ОФ «Бакдоолот», кыргызовед;
Асель Сооронбаева – медиаэксперт, тренер по медиаграмотности;
Уланбек Турдалиев – языковед, эксперт по айтышу;
Аймен Касенов – методолог, эксперт по управлению изменениями.
В итоге 19 участников были отмечены сертификатами и премией в размере 15 тысяч сомов.
Третье место и премия в размере 45 тысяч сомов присуждены Баяну Акматову.
Второе место и премия в размере 65 тысяч сомов присуждены Жылдызбеку Төрөканову.
Первое место и премия в размере 85 тысяч сомов присуждены Кутману Садыбакасову.
Также поддерживающий творчество акынов общественный фонд «Ак тандай», который проводит состязания на приз «Алтын комуз», отдельно оценивал участников состязания.
Вручение приза «Алтын комуз» Жылдызбеку Төрөканову.
Комиссия во главе с меценатом Ниязбеком Айбашовым, доктором исторических наук, исследователем кыргызского фольклора Сулейманом Кайыповым и заслуженным артистом КР, народным поэтом Кыргызстана Азаматом Болгонбаевым присудила приз «Золотой комуз» Жылдызбеку Төрөканову.
Кампания по медиаграмотности через творчество акынов-импровизаторов реализуется в рамках проекта «Медиа-К» Интерньюс в Кыргызстане при поддержке USAID и FHI360.