«Принята совместная декларация о свободе выражения мнения, фейках, дезинформации и пропаганде», — сообщает Школа миротворчества и медиа.
3 марта в Вене ряд специальных докладчиков ООН по вопросам о праве на свободу убеждений и их свободное выражение, представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам свободы средств массовой информации приняли «Совместную декларацию о свободе выражения мнения, а также фейковых новостях, дезинформации и пропаганде«.
Введение ограничения на свободу выражения мнения в виде предписываемого государством внедрения систем фильтрования контента, не контролируемого конечным пользователем, является неправомерным, гласит один из основных пунктов документа.
Напомним, в Кыргызстане общественность активно обсуждала изменения в законопроекте «Об информатизации и электронном управлении». Инициаторы хотели создать реестр пользователей соцсетей с тысячей и более подписчиков и обязать их соблюдать список правил. Такое же правило касалось лиц, которые ведут отдельный сайт-блог. Новые правила депутаты предлагали ввести, изменив Закон «Об информатизации и электронном управлении» и Кодекс об административной ответственности. Законопроект с предлагаемыми изменениями был опубликован на сайте Жогорку Кенеша. Инициаторами законопроекта выступили депутаты Акылбек Жамангулов, Алтынай Омурбекова и Дастан Бекешев. 6 марта депутат парламента от фракции «Республика — Ата Журт» Алтынай Омурбекова заявила об отзыве пока еще обсуждаемого законопроекта.
Участники декларации указывают на недопустимость попыток властей некоторых стран подавить инакомыслие и поставить под контроль СМИ и интернет через введение репрессивных правил. Среди таких механизмов — мотивированные судебные преследования журналистов, пользователей и принятие законов, излишне ограничивающих допустимый к распространению контент, блокирование, фильтрование, закрытие киберпространства, а также усилия по «приватизации» мер контроля, когда интернет-посредников принуждают принимать меры по ограничению контента.
«Право человека распространять информацию и идеи не ограничено лишь «правильными» высказываниями, — говорится в одном из пунктов декларации, — это право предполагает также защиту информации и идей, способных шокировать, оскорблять и внушать беспокойство, и запрет на дезинформацию может нарушать международные правозащитные стандарты, что, в свою очередь, не оправдывает распространение официальными должностными лицами или представителями государств заведомо лживых либо непроверенных ошибочных утверждений».
С другой стороны, авторы документа указывают, что «некоторые формы дезинформации и пропаганды способны наносить ущерб репутации отдельных лиц и принципу неприкосновенности частной жизни либо иметь следствием подстрекательство к насилию, дискриминации или вражде в отношении определенных социальных групп».
Поэтому государствам следует рассмотреть вопрос о принятии других мер, способствующих утверждению равноправия, недискриминации, межкультурного взаимопонимания и других демократических ценностей, в том числе с прицелом на ослабление негативного воздействия дезинформации и пропаганды.
Как заявлено в декларации, «государства могут ограничивать право на свободу выражения мнения только с соблюдением оговоренных в международном праве критериев для введения таких ограничений, т. е. при том условии, что они предусмотрены законом, предназначены для решения тех или иных законных задач, признаваемых международным правом, необходимы для их решения и соразмерны им». Этот принцип должен соблюдаться независимо от государственных границ, от территории распространения информации и юрисдикции, под которую подпадает эта территория. При соблюдении указанного принципа «ограничения на свободу выражения мнения могут вводиться также для запрещения пропаганды ненависти по признакам, которые служат основанием для защиты, к которым относится подстрекательство к насилию, дискриминации или вражде (согласно пункту 2 статьи 20 Международного пакта о гражданских и политических правах)».
Скачать Декларацию на русском языке можно здесь.