Редакция однако продолжает подозревать, что за начавшимся рейдерством видно влияние окружения президента.
На этой неделе учредители ОсОО «Рубикон» (финансовый центр ЗАО «Вечерний Бишкек») подали апелляцию в Бишкекский городской суд. До судебных заседаний редакция «Вечерки» писать ничего не планировала. Но советник президента Фарид Ниязов дал повод еще раз улыбнуться, поиронизировать, а заодно порассуждать о политической подоплеке конфликта между действующим и бывшим соучредителями «Рубикона». На днях Ниязов прислал гневное письмо в редакцию.
Напомним, 24 сентября судья Первомайского районного суда Бишкека Эмиль Аксамаев принял решение о передаче 50-процентной доли рекламной фирмы «Рубикон» бывшим соучредителям ОсОО Александру Рябушкину и его жене Галине Рябушкиной, которые еще в в 2000 году продали свою долю зятю Аскара Акаева Адилю Тойгонбаеву. Это беспрецедентное решение редакция расценила как начавшийся рейдерский захват «Вечернего Бишкека» с помощью давления на судебную систему. О том, почему решение незаконно, можно почитать здесь. Но и в этом материале напомним, что дает основание полагать, что в судья в здравом уме и трезвой памяти не мог принять незаконное решение без указки из «Белого дома».
Трансформация сознания
От письма, кажется, пахло бы чиновничьим одеколоном, если таковой бы имелся. Столько в нем эмоций, завуалированных языком прожженного бюрократа, что можно в красках представить, что творилось в мозгу автора. В общем, читать одно удовольствие, особенно когда знаешь человека лично.
Учитывая, что Фарид Ниязов в прошлом был коллегой по цеху, за его перевоплощением в управленца и политика журналистская братия внимательно наблюдает. Как в свое время с таким же ужасом следила за трансформацией сознания экс-главы Секретариата президента Оксаны Малеваной, которая из кресла руководителя телеканала перебралась на седьмой этаж «Белого дома». Параллелей в работе двух ответственных за информационную политику в нашем государстве можно привести массу.
Главное, что их объединяет – властные полномочия дали ложное представление об их возможности управлять страной и оторвали от действительности, в которой живет народ и СМИ в том числе. И чем выше становится чиновник, тем дальше он от реальности, тем больше верит в теорию заговора. За каждой новостью или анонимным комментарием на форуме видится «рука Кремля», «пятка Обамы», «борода арабских стран».
В Кыргызстане еще популярно узреть везде какую-то оппозицию, которая сама не в курсе, что она стоит за дискредитирующей власть публикацией, но в кулуарах «Белого дома» ее уже наделили излишним могуществом. Не перестают видеть за многими событиями и семью Бакиева, вокруг которой мифов больше, чем она того заслуживает.
Все это порождает массу слухов, которая питает чиновничью среду, еще больше отдаляя ее от реальности.
Кому мерещатся третьи силы?
Реальность же такова, что попытки окружения президента через подконтрольные СМИ отвести от себя подозрения в скандале вокруг «Вечернего Бишкека» и перевести стрелки на кого-то, не просто смешны и абсурдны. Они говорят или о непрофессионализме, или о мутации сознания, или о холодном расчете.
Например, желание приписать в учредители «Рубикона» Максима Бакиева, который вот уже много лет якобы координирует информационную политику редакции «ВБ». Сейчас же сын беглого президента якобы готов к новому бою с действующим режимом. Неужели команда, работающая на окружение президента Атамбаева, настолько некомпетентна, что не способна это проверить? Или настолько погрязла в создании мифов, что на самом деле верит в гениальность Максима? Или намеренно вводит президента и аудиторию в заблуждение после того, как выяснила, что Бакиевыми в «ВБ» и не пахло (если не считать постоянных звонков с просьбами, что-то писать или не писать, которые, кстати, раздавались не чаще, чем это делал Фарид Ниязов)?
А как вам намеки на то, что за рейдерским захватом может стоять экс-премьер Омурбек Бабанов, который активизирует политическую деятельность? Сам он не скрывал удивления, узнав, что якобы хочет отхватить серьезный информационный ресурс и прибыльный медиабизнес.
В качестве оговорки можно ответить, что в «Белом доме» еще и искаженные представления о медиарынке и его финансовых возможностях. При чем у тех, кто по долгу службы должен выстраивать коммуникации со СМИ. Доходящая до сотрудников редакции информация, что в «ВБ», оказывается, зарплаты как у банковских топ-менеджеров, тоже говорит о том, что власти потеряли связь с реальностью. Но и объясняет, что отдельные персоны спят и видят, как будут грести миллионы.
Если убрать в сторону лирику и проанализировать письмо советника президента редакторату «ВБ», то можно сказать следующее.
Фарид Ниязов в публикациях относительно начавшегося захвата «ВБ» видит «наивность господина Кима, которым кто-то манипулирует, направляя на ложный след». Кто-то может им манипулировать? Допустим, подозревают лидера «Ата Мекена» Омурбека Текебаева, который поднял вопрос вокруг «Вечерки» на недавнем заседании фракции. Почему именно Текебаев, которого считают агентом США? Наверное, «ВБ» пытаются отхватить американцы, чтобы мочить пророссийского президента. Вы уже давитесь со смеху, что нами заинтересован сам Барак Обама? Но такие предположения у некоторых в аппарате главы государства тоже имеются.
На самом деле для политиков обсуждение судебного решения по «Рубикону» — лишний повод заявить о полном провале судебной реформы, за которую ответственен аппарат президента.
Но заявление «Ата Мекена» говорит не о попытках «ВБ» перевести хозяйственный спор в политическую плоскость. Депутаты увидели грубое нарушение законодательства. Парламентарии не говорили о споре учредителей «Рубикона», а о судах, которые игнорируют доказательства и предыдущие судебные решения.
Как раз-таки Фарид Ниязов в своем письме пытается увести разговор от главного, обвинив адвокатов Александра Кима в цинизме и умышленном переводе стрелок на окружение президента. А главное, повторимся, в том, что судьи принимают незаконные решения, потому что телефонное право в нашей стране гораздо важнее любого кодекса.
То есть по логике Фарида Ниязова когда мы говорим, что судебное решение продавлено окружением президента – это ложный след. А когда до Алмазбека Атамбаев доносят, что рейдерством «Вечерки» занялись какие-то российские бизнесмены или Бабанов, — это не ложный след? Говоря его же словами, «неадекватность подобных заявлений очевидна».
Аксамаев – мальчик для битья
Больше всего не позавидуешь тут Эмилю Аксамаеву, судье Первомайского районного суда, вынесшего решение, что 50% доли ОсОО «Рубикон» нужно передать Рябушкину.
Во-первых, у Первомайского суда давно сложился имидж провластной дубинки. И если бы спор по «Рубикону» был действительно хозяйственным, то он бы рассматривался в Межрайонном суде Бишкека. Кстати, он там действительно уже рассматривался. Правда, не в пользу Рябушкина.
Во-вторых, все юристы однозначно сходятся во мнении, что ни один здравомыслящий судья не возьмется выносить решение о передаче доли в частной компании лицу, которое не имеет к ней отношения. Потому что такие действия если не ставят крест на карьере юриста, то изрядно подмочат репутацию. А в адекватности Эмиля Аксамаева мы не сомневаемся. В судебной среде его считают достаточно грамотным. Тем более бывший председатель Верховного суда Жаныл Алиева, являющаяся его матерью, наверняка дала сыну хорошее образование.
Не приходится и говорить о том, что он мог взять взятку. Десятки тысяч долларов не стоят того, чтобы выходец из небедной семьи настолько подорвал авторитет в профессиональной среде.
Раз незаконное решение вынесено достаточно грамотным судьей (хотя Фарид Ниязов заявлял о непрофессионализме судьи), которому еще шагать и шагать по карьерной лестнице, то без политической подоплеки тут не обошлось. Видимо, ему гарантировали, что с его карьерой ничего не станет, и в случае он пройдет любые преграды в Совете по отбору судей.
Помимо того, что юристы уже на него показывают пальцем, говоря о незаконности принятого решения, правозащитник Нурбек Токтакунов может на него подать в суд. За нарушение ст. 328 Уголовного кодекса, касающейся вынесения заведомо неправосудного судебного решения. Кстати, признание виновным по этой статье наказывается лишением свободы от двух до пяти лет.
Раз говорить о том, что решение правосудно практически невозможно, то Аксамаеву придется или взять всю ответственность на себя и пройти через судебный процесс, или сдать тех, кто давал указание отдать 50% доли в «Рубиконе» Рябушкину.
Верхушка айсберга
Редакцию обвиняют в истерике, которую она устроила своими публикациями по хозяйственному спору. Но перевести хозяйственный спор в политическую плоскость пытался именно Александр Рябушкин, который с 2010 года находился в поиске «крыши». Именно он писал письма членам временного правительства и добивался встречи с теми, кто был связан с ними. Суть писем и просьб сводилась к следующему: власти помогают выиграть суд, он отдает 50% «Вечернего Бишкека» революционным властям, а прибыль от бизнеса делится пополам.
Информация о том, что он обращался то к одному, то к другому политику, доходила до руководства редакции неоднократно. Большинство на хождения Рябушкина не отреагировало. Но именно тогда, в 2010 году, родились предпосылки, которые создали питательную среду для конфликта, который разгорелся уже сейчас.
Стоит вспомнить и начало 2011 года, когда руководитель президентской администрации отреагировал на предложения Рябушкина. Тогда на суд давление тоже оказывалось. Но власть была слишком слаба, чтобы продавить настолько противоправное решение.
Сегодня же ситуация серьезно изменилась. За несколько лет окружение президента укрепило свое влияние, взяв под контроль многие сферы. Появившаяся публично информация вокруг «Вечерки» выявила не только изъяны судебной системы, но и изменения в политической жизни страны, когда происходят попытки подмять под себя информационное поле, что стало особенно заметно за год до парламентских выборов.
Ведь не секрет, что в период политических баталий роль СМИ становится значительной.
Когда президент ни при чем…
Принимая судебные решения, которые юристы расценивают как незаконные, кто-то может получить контроль над медиабизнесом, кто-то — финансовые потоки. А мы же готовимся к Бишкекскому городскому суду, где должна рассматриваться апелляция.
Судьям второй инстанции проще будет в том плане, что нужно руководствоваться прямым указаниями президента, озвученными недавно. Глава государства порадовался судебному решению по отмене тарифов, за которую боролся тот же правозащитник Нурбек Токтакунов. Алмазбек Атамбаев отметил, что судьи наконец-то должны начать основываться в своей работе только на законах, а не принимать политические решения.
Учитывая, что все высокопоставленные источники «ВБ» заявляют о непричастности президента к захвату редакции, то судьям можно с чистой совестью руководствоваться действующим в стране законодательством. Тогда им и не будет грозить ст. 328.
И сколько бы подконтрольные окружению президента СМИ не говорили о нашем давлении на суд, очевидно, что мы стремимся доказать главное — суды должны быть независимыми и честными.
P.S. В письме редакцию пытаются обвинить во лжи, что Фарида Ниязова видели с Александром Рябушкиным. Советник президента ссылается на невозможность этого из-за своего рабочего графика. «ВБ» остается убежденным, что беседа состоялась.