14 октября в одном из местных СМИ появилось открытое письмо к президенту КР, в котором ряд «известных деятелей политики, культуры, науки, СМИ и спорта Кыргызстана, а также общественные и гражданские активисты страны» обратились к Садыру Жапарову с просьбой закрыть независимые издания «Клооп», «Азаттык» и Kaktus.media. По их словам, данные СМИ финансируются другими странами, и по этой причине публикуют материалы, которые не отвечают интересам Кыргызстана.
Редакция Bulak.kg провела фактчек и выяснила, на самом ли деле все указанные лица подписали письмо. Также журналисты поинтересовались у респондентов, какие мотивы ими двигали, и кто выступил инициатором письма.
Непросвещенные: Мы ничего не подписывали!
7 человек впервые услышали от журналистов, что письмо было подписано ими, и были крайне удивлены этому.
Торобай Колубаев, гражданский активист: Какое еще письмо? Ничего я не подписывал. Видимо кто-то за меня подписал. Если подать на них в суд, то можно засудить их за подделку подписей. Разве можно закрывать независимые СМИ? Только за то, что они пишут оппозиционно? Это неправильно, стыдно. Такого нету в законах и Конституции. Такие действия могут создать резонанс и не прибавят нам престижа во внешней политике. Если ты публичная фигура, то должен все терпеть. Человек, который обещал заботиться о государстве и народе, не должен идти на такие шаги, он должен уметь терпеть критику, а не применять различные приемы, как в старые времена, и выкручивать журналистам руки. А на тех, кто подделал мою подпись, могу подать в суд и поднять резонанс. Мошенники!
Самара Токтакунова, Народная артистка КР: Я не подписывала этого. Мне никто об этом не говорил. Я занимаюсь исключительно творчеством. Мою фамилию, наверное, просто так добавили. Я даже не читала новость.
Бахтияр Кадыров, экс-депутат ЖК: Я не в курсе о чем идет речь. Какое еще письмо? Я выясню, что там происходит потом свяжусь с вами.
Журналист Bulak.kg прислал ему на WhatsApp текст письма, Бахтияр Кадыров прочитал его, но не ответил
Кумарбек Мейманкулов, общественный деятель: Когда на одном тое мы сидели вместе с Нургазы (Анаркулов – редактор газеты «Майдан»), он сказал, что закроет их (Азаттык, Клооп и Кактус). Я сказал, что он не сможет. Он сказал «смогу» и спросил, подпишу ли я. Я сказал подпишу. Я не видел текст обращения и он (Нургазы) мне не показал. Как неловко вышло. Сколько человек, в том числе и мои друзья, мне уже позвонили и упрекнули. Но это правда, что сказал подпишу, когда мы с ним спорили. Но ничего так и не подписал.
Журналист Bulak.kg: Значит инициатор Нургазы Анаркулов?
Кумарбек Мейманкулов: Возможно. Точно не знаю. Мы просто говорили об этом, и он добавил мое имя в список. Я и подумать не мог, что это вызовет такой резонанс.
Я считаю, что в стране должна быть свобода слова. Сам работал в газете, КТРК. Как я могу выступить против свободы слова? Пусть, таких как Азаттык будет хоть шесть. Пусть будет конкуренция.
Равшан Сабиров, экс-депутат ЖК: Я про это ничего не знаю. Я ничего не подписывал (в интервью сайту Политклиника).
Шукурбек Эркебаев, общественный деятель: Я ничего не подписывал (в интервью сайту Политклиника).
Дарика Жалгасынова, Народная артистка КР: Я человек искусства, который не вмешивается в политику. Сейчас я болею. Ко мне обратился очень уважаемый человек, который рассказал, что какие-то люди выступают против интересов Кыргызстана и нужно подписать какое-то письмо. Я в суть не вникала, но доверилась этому человеку и поэтому сказала, что присоединяюсь к этому письму. Если в письме есть что-то против свободы слова, то я с этим не согласна. Свобода слова – это наше главное достижение, чем гордится весь Кыргызстан.
Колеблющиеся: Без комментариев!
Часть опрошенных отказались давать какие-либо комментарии.
Болот Тентимишев, заслуженный артист КР: Без комментариев. Давайте на следующей неделе встретимся лично. Но я не против свободы слова, она нам нужна.
Эсенгул Исаков, экс-депутат ЖК КР: Ааа, я понял вас. Можно я не буду отвечать? (бросил трубку)
Шамшыбек Медетбеков, экс-депутат ЖК КР: Да, я подписал письмо. Почему? Я решил это не комментировать. Без комментариев.
Подписанты: Заткнуть рты и убить папуаса!
Часть респондентов признались, что подписали письмо. Многие из подписавшихся в телефонном разговоре вели себя крайне агрессивно, фамильярничали и допускали непозволительные выпады.
Асылбек Озубеков, директор Кыргызского национального академического театра кыргызской драмы им.Т.Абдумомунова: (видимо, подумав, что ему звонят журналисты Азаттыка, Кактуса или Клоопа) Неправильно пишите?! Тогда закрывайтесь! Заткните свои рты и сидите! Вам то какое дело что я подписал? Зачем тебе узнавать причину? В чем твой интерес?
Журналист Bulak.kg: Мы вообще-то из издания Bulak.kg. Мы хотели узнать, вы подписали письмо или нет?
Асылбек Озубеков: Да, подписал! И что с этого?
Журналист Bulak.kg: Но вы же сами раньше работали в Азаттыке?
Асылбек Озубеков: Да, работал в свое время. И что? Что брать с тех, кто живет на американские деньги и поет с их голоса? И зачем лично тебе в этом копаться?
Журналист Bulak.kg: А кто выступает инициатором?
Асылбек Озубеков: При чем тут инициатор? Мы сами решаем, что делать. С каких пор мне кто-то указывает что делать? Видимо, ты тоже только сплетни ищешь (бросил трубку).
Бекболот Талгарбеков, экс-министр сельского хозяйства КР: Письмо подписал, поскольку я уже полгода как зол на Азаттык. Потому что они однобоко освещают русско-украинскую войну. Они защищают Запад и Украину и насмехаются над русскими. Кыргызские власти объявили, что занимают нейтральную позицию. Нужно было придерживаться этого. А они насмехаются над русскими. Россия — наш стратегический партнер. Больше миллиона наших мигрантов там работают. Злости не хватает. Поэтому, как только увидел обращение, так сразу его подписал. Инициатор не знаю кто. Наверное гражданские лица.
Журналист Bulak.kg: А что насчет Кактуса и Клоопа?
Бекболот Талгарбеков: Я увидел только Азаттык и подписал. А про Кактус и Клооп я даже не знаю.
Журналист Bulak.kg: А кто инициатор? Мы хотели бы взять комментарий и у него.
Бекболот Талгарбеков: Я не знаю кто. Вот вы и ищите его хорошенько. Если найдете, заколите и убейте его как папуаса и проклинайте как следует.
Асан Турсункулов, Народный артист КР: Я подписал. Потому что Азаттык постоянно хочет какие-то конфликты. Они организовывают и у них интересы — только конфликты. Хорошие вещи не делают. Они брали у меня интервью и делали про меня документальный фильм, и там было упомянуто имя Аскара Салымбекова. Они вычеркнули его фамилию. Он помог мне и я хотел об этом рассказать. Но мне сказали, что он должен платить отдельно. Видите, что делается? Бизнесмен помогает творческому человеку, а творческий человек разве не может об этом говорить? Их не интересует наша культура. Поэтому я согласился подписать.
Журналист Bulak.kg: А что насчет Кактуса и Клоопа?
Асан Турсункулов: Про них я ничего не знаю, я говорю лишь про Азаттык.
Журналист Bulak.kg: Кто выступил инициатором?
Асан Турсункулов: А я не знаю инициатора. Зачем тебе об этом знать, девушка? Зачем тебе мое мнение? Что ты хочешь от меня?
Болот Джанузаков, экс-глава СНБ КР: Письмо я подписал. Потому что считаю, что нельзя распространять недостоверную, непроверенную информацию. Основная функция СМИ – это оперативно доставлять информацию до народа. А финансируемые извне СМИ пишут ровно то, что им дает заказчик. Это к хорошему не приведет. Все должно быть по закону.
Журналист Bulak.kg: А насколько законно просить президента закрыть сразу три СМИ? Разве это не прерогатива суда?
Болот Джанузаков: Совершенно верно, это прерогатива суда. Президент не может закрыть все три издания, но может дать задание госорганам, чтобы они их проверили.
Дмитрий Орлов, руководитель аналитического центра «Стратегия Восток – Запад»: Да, я подписал. Инициаторов не знаю. Мне предложили, я подписал. Это мое личное дело. Кто инициатор, я оставлю без комментариев. Мне друзья предложили, я подписал.
Нуржамал Табалдиева, Народная артистка КР: Подписала. Не знаю кто инициатор. Пришли к нам на работу, зашли в кабинет и попросили народных артистов подписать. Я тоже подписала. Потому что они пишут много недостоверной информации. В тот раз они подняли скандал в музее. Все это негативно повлияло на нас. Спросили мое мнение, я ответила, что против них. А там они сами решат, что с ними делать.
Журналист Bulak.kg: Там есть четкое требование закрыть эти издания.
Нуржамал Табалдиева: Раз уж я подписала, значит тоже потребовала их закрыть. Я же не откажусь от своей подписи.
Жыпара Баргибаева, участник многих митингов против независимых СМИ: Да, я подписала. Потому что в 2010 году, во время Ошских событий, вместе с другими женщинами я создала группу « Чагылган», и мы оказывали людям гуманитарную помощь. В то время, когда мы призывали два народа к дружбе, Азаттык у себя писал, что мы первыми начали конфликт и занимаемся геноцидом узбеков. Тогда мы требовали, чтобы разрешили работать местным СМИ и запретили работать иностранным.
После недавних событий в Баткене второй раз написали, что кыргызы начали конфликт, и уже во второй раз опозорили нас.
Кроме того, у памятника Уркуи Салиевой представители ЛГБТ вышли на митинг и опорочили ее имя. Они наносят урон нашим традициям.
Инициатором, кажется, выступил какой-то Илимбек (возможно Илимбек Исраилов, сторонник экс-зампредседателя таможни Раимбека Матраимова, который на митинге 12 октября 2022 года пригрозил поджечь офис “Азаттыка”. Прим. Ред.)».
Еще часть подписавшихся оказались неизвестными широкой публике людьми, которых подписали как «гражданский активист», «общественный деятель», «студентка». Найти их номера телефонов не представилось возможным.
Фактчек подготовили Семетей Аманбеков и Рахатай Абдимиталип кызы