Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Журналисты издания Factcheck.kg выпустили расследование о фабриках троллей, которые использовались на парламентских выборах 2020 года.

По данным журналистов, политики использовали, как оффлайн-фабрики, когда комментарии в соцсетях пишут реальные люди с фейковых аккаунтов, так и автоматизированные бот-фермы.

Источник журналистов сообщил, что автоматизированной фабрикой троллей активно пользовалась партия «Мекеним Кыргызстан». По словам источника, использование такой фабрики обошлось партии в $350 тысяч.

Как устроена оффлайн-фабрика?

Журналисты издания связались с несколькими сотрудниками разных по масштабу «фабрик троллей» и выяснили, как работали эти организации во время выборов.

По данным издания, маленькая фабрика может состоять из 6-7 человек, преимущественно из молодых людей, которым нужна подработка. На каждого человека приходилось по пять фейковых аккаунтов, с которых они писали комментарии и делились постами.

В фабриках большего масштаба работало около 100 человек. Соискателей приглашали на собеседование через знакомых, но не говорили, чем они будут заниматься. Суть задач разъясняли уже после найма на работу.

По данным Factcheck.kg, большие команды могли курировать 15-20 опытных журналистов. Сотрудники работали по 12 часов в день. Заработок во время агитации составлял примерно 25 тысяч сомов в месяц.

Как устроена автоматизированная фабрика троллей?

«Однако, после встречи со следующим собеседником, нам стало понятно: оффлайновые “фабрики” – это вчерашний день. Состоятельные партии или кандидаты теперь могут позволить себе автоматизированную фабрику с самоуничтожающимися фейками», – рассказали журналисты.

Источник сообщил изданию, что на парламентских выборах 2020 года партия «Мекеним Кыргызстан» использовала такую фабрику за $350 тысяч.

Источник рассказал журналистам, что в этой фабрике работало всего 15 человек. Команда создала софт, который генерировал до 150 профилей в сутки. Боты самостоятельно писали комментарии, а через сутки аккаунты самоликвидировались — при этом все комментарии сохранялись.

«Фактически найти первоисточник у вас никогда не было шансов, потому что на следующий день вы заходите в этот профиль, а его не существует. Более того, система была полностью обучаема. Вначале бот писал примитивные команды [для комментирования] – “огонек”, “класс”, “нравится”, а в конце выборов он уже выдавал полноценные тексты, которые не отличишь от того, что было написано людьми», — сообщили журналисты.

Собеседник рассказал изданию, что этот софт мог писать как «негативные», так и «позитивные» комментарии. Трое из 15 человек в команде работали на контрпропаганду — то есть критиковали конкурентов.

При этом источник отметил, что в команде цифровой фабрики только один человек был из Кыргызстана, остальные работники были иностранцами. Кыргызстанец проводил переговоры и нес ответственность за всю работу.

Что сказали в «Мекеним Кыргызстан»?

Factcheck.kg обратился за комментарием к экс-членам политорганизации — Мирлану Бакирову, который сейчас возглавляет Фонд госимущества, и к общественной деятельнице Эльнуре Алкановой.

В разговоре с редакцией Бакиров заявил, что не владеет информацией об этой фабрике троллей, так как «возглавлял партию и ездил по регионам, знакомил людей с программой и кандидатами».

Алканова, в свою очередь, информацию об использовании цифровой фермы не подтвердила и не опровергла. Она рассказала, что каждый кандидат вел свой пиар самостоятельно с единственным требованием – не нарушать закон.

«Другие члены партии отвечали за определенные районы, но как они вели работу я не в курсе. Я туда пыталась не вмешиваться. […] Да, любой человек мог это сделать. Но я не могу говорить, что могли сделать и не могли. Я не видела, что они делали. Не видя, я не могу сказать, что они вытворяли. Но также я не могу их защищать», — прокомментировала она.

Парламентские выборы

4 октября 2020 года в Кыргызстане прошли парламентские выборы со множеством грубых нарушений. По всей стране наблюдался массовый подвоз избирателей, подкуп голосов, применение админресурса, массовая регистрация избирателей на определенных участках.

По итогам выборов, которые огласила ЦИК, в Жогорку Кенеш седьмого созыва проходили только три партии, приближенные к действующей власти — «Биримдик», «Мекеним Кыргызстан» и «Кыргызстан».

Партия «Мекеним Кыргызстан», связанная с кланом Матраимовых, получила более 24% голосов и оказалась на втором месте. По данным ЦИК, в предвыборный период «Мекеним Кыргызстан» потратила на агитацию 142,5 млн сомов.

Однако в парламент она так и не попала. Нарушения во время выборов привели к протестам, массовым беспорядкам и смене власти. ЦИК аннулировала результаты выборов в парламент.

Клан Матраимовых — был одним из влиятельных семейных кланов в стране. Самый известный представитель клана — экс-замглавы Таможенной службы Райымбек Матраимов. Он создал таможенную империю, которая занималась контрабандой товаров и выводом средств из страны. Матраимова признали виновным в коррупции, но лишь оштрафовали на 260 тысяч сомов. Также экс-чиновник выплатил 2 млрд сомов в пользу государства в виде денег и имущества.Вторым по известности является Искендер Матраимов — старший брат Райымбека. Он занимает пост депутата парламента уже два срока подряд.

https://kloop.kg/blog/2022/08/01/factcheck-kg-politiki-ispolzovali-tsifrovuyu-fabriku-trollej-na-parlamentskih-vyborah-2020-goda/