Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

24 декабря 2023 года на очередном заседании киноклуба «Альтернатива Базарова» его участники-зрители смотрели и обсуждали фильм — призер различных международных кинофестивалей «Акыркы көч» («Дорога в Эдем») совместного производства киностудии «Кыргызфильм» и общественного фонда «Билимкана», созданного Бакытом Мукулом и Дастаном Жапар уулу.

О том, как прошло мероприятие, рассказывает медиаэксперт Елена Баялинова.

Фильм «Акыркы көч» совсем недавно стал победителем национального конкурса I Международного Бишкекского кинофестиваля. Принял участие в главном конкурсе международного кинофестиваля класса А «Темные ночи» в Таллинне. В январе 2021 года его признали лучшим на 19-м кинофестивале Dhaka International Film Festival в Бангладеш. Он получил специальный приз на кинофестивале в Куала-Лумпуре, участвовал в кинофестивале FAJR в Иране, в фестивале азиатского киноискусства и конкурсе KLIFFS в Малайзии, в кинофестивале «Зеркало Тарковского» и др.

Это была последняя роль ныне покойного народного артиста КР Марата Алышбаева. В фильме также снимались Шайыргуль Касымалиева, Бусурман Одуракаев, Анара Ажыканова, Тынар Абдразаев, Табылды Актанов и другие.

«Мне очень понравился актерский состав, особенно могучая фигура главного героя, которая приковывает к себе внимание, — сказал участник просмотра, поэт и общественный деятель Анэс Зарифьян. — Очень много трогательных моментов и хорошо работает камера. Идея понятна, получается, что путь в рай — это возвращение к себе, к своим истокам. Материал фильма, который посвящен памяти известного кыргызского писателя, драматурга и режиссера Талипа Ибраимова, очень совпадает с его личной жизненной позицией, со многими его художественными произведениями. Он был человеком с кристальной жизненной позицией, и у него были совершенно четкие понятия о добре и зле, об истоках, о том, что ему не нравилось в современном мире. Сегодняшняя встреча — также и в память Базарова, который не был придирой и не был человеком, который относился бы болезненно к чужому успеху, потому что сам был самодостаточным и настолько гениальным, что для него это было бессмысленно. Единственное, на что он жаловался, что появилось много шустрых ребят, которые, не понимая законов жанра и не имея соответствующего образования, хватая мыльницу, снимают то, что им кажется достойным, чтобы вынести на экран. Мне кажется, что если бы Базаров сегодня был в этом зале, то он бы сказал, что в этом плане что-то сильно стало меняться к лучшему и это кино очень профессиональное.

«Хорошо, что в своем выборе съемочная группа пошла до конца, — поделилась своими впечатлениями народная артистка Кыргызстана и Казахстана Гульсара Ажибекова. — Многие думают, что кино — это сюжет, какие-то яркие события, и все следят за сюжетом, но ничего подобного… Кино — это процесс, в котором важна каждая деталь. Люди в этом фильме уже не общаются вживую, они коммуницируют посредством каких-то приспособлений. Создатели фильма придерживаются заданного ритма и вместе с героями задаются вопросом: а что происходит в этот момент с душой человека, ведь она совсем не используется? Главный герой, писатель Кубат, он — душевный Дон Кихот и вложил в свою жизнь все сакральное, сохранил и оживил душу свою. Печально, что все, что для него было ценным, оказалось для окружающих хламом и выставляется на продажу в финале. А мне бы хотелось, чтобы фильм закончился на озарении».

«Этот фильм должен посмотреть весь народ Кыргызстана, ибо человечество сегодня пребывает в определенном кризисе и тупике, — сказал заслуженный артист КР Акылбек Мураталиев. — Главный герой и его ученик — тот мост между прошлым и будущим, который разрушился со смертью ученика. Фильм символичен во всех отношениях. Сегодня, к сожалению, на первом месте не духовные, а материальные ценности и уже выставлено на продажу наше культурное наследие, уходят на задний план великие корифеи, такие как Чингиз Айтматов и Толомуш Океев. Единственный бог сегодня — это деньги, это боль каждого человека. В молчании героя — большая недосказанность. Мы все должны возвратиться к своим корням, независимо от национальности и места проживания».

 

«Сегодня нам нужно движение общественной мысли, которое будет хотя бы пытаться добиваться того, чтобы люди ничего не забыли, — обратился к участникам мероприятия выпускник ВГИК, киновед Сейит Боконбаев. — Спасибо кинохудожникам, что они сохранили в памяти и рассказали нам о том дорогом, что у нас было и что мы сегодня начинаем терять. Мы увидели, что есть чуждые нам ценности и искусство и что сегодня все делается за деньги и на продажу. Если бы только наш народ понял, насколько ценно для его собственной жизни то, о чем говорят создатели фильма».

«Хочу поздравить авторов с выходом такого замечательного фильма и зрителей, что у них есть возможность видеть кино высокого класса, — обратилась к участникам просмотра зрительница Эсма Хагба, консультант представительства Россотрудничества в Кыргызской Республике. — Нитью, надеждой и главным персонажем, через который я увидела этот фильм, для меня была маленькая скульптура человека, который держит над собой тундук, как напоминание о том, что он и является во всем этом самым главным. Мне кажется, что, когда на улице распродаются вещи умершего героя-писателя, это не конец. Родится новый человек, и он продолжит озвученные им основные идеи».

«Для меня еще очень важно развить Дом кино, где на сегодняшний день у нас нет регулярных показов и обсуждений, хотя наше кино очень разное, пусть оно будет мейнстримовое или авторское, арт-кино, — сказал ведущий обсуждения, киновед и кандидат искусствоведения Султан Усувалиев. — Мы должны видеть и знакомиться друг с другом. Когда Запад открывал для себя японское кино, в самой Японии к кино относились не очень высоко, и тогда японский кинорежиссер и сценарист Акира Куросава обратился к японцам, что не стоит так, немного странно, к себе относиться и ругать друг друга. Я так же призываю наших зрителей к тому, что кыргызский кинематограф достоин подобного разговора и, по выражению известного мыслителя Константина Леонтьева, достоин цветущих сложностей. Это уже будет очень хорошо, если мы начнем данный разговор и нам самим будет нужен этот наш, кыргызский, кинематограф. Не надо стесняться и нет ничего плохого в наших эмоциях, на самом деле чувства — это все, что у нас есть, как сказал один из персонажей фильма «Великая красота» Паоло Соррентино».

https://kaktus.media/493031