Есть и еще одно важное несоответствие, на которое обращает внимание Назик Иманбекова.
«Советский документ, запрещающий женщинам определенные виды профессий, содержал подробный перечень льгот, бесплатной переквалификации и обучения, выходного пособия и начисления добавок к пенсиям при реализации данного постановления. А вот постановление, принятое в независимом Кыргызстане, не предполагает улучшения условий труда и снижения риска получения вреда, а больше направлено на ограничение трудовых возможностей для женщин», — поясняет Иманбекова.
Опыт отмены списка запрещенных профессий для женщин
- В Армении список состоял из 330 специальностей. Он был отменен в 2007 году в ходе приведения национальных законодательств в соответствие с правом Европейского союза. В настоящее время трудовое законодательство Армении запрещает применение труда беременных женщин и женщин, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до одного года, на работах с вредными условиями труда.
- Грузия отменила список запрещенных профессий для женщин в ходе приведения национального законодательства в соответствие с правом Европейского союза.
- Сейчас в Грузии запрещается привлекать беременных и кормящих женщин к выполнению тяжелых, вредных работ и работ в опасных условиях.
- В Украине список запрещенных профессий для женщин был утвержден приказом Министерства здравоохранения от 29 декабря 1993 года и включал в себя 458 позиций. Его действие продолжалось до 2017 года, когда список был полностью отменен.
- В Молдове список состоял из 331 профессии. Он был отменен в 2017 году.
- В Азербайджане с 1999 года были запрещены 678 видов работ в 38 отраслях — это был самый большой список среди постсоветских стран. В июле этого года список был полностью отменен.
- В Казахстане первоначально список включал 289 профессий. В 2019 году он был сокращен до 219. А в 2021 году полностью отменен.
- В Беларуси в 2014 году список запрещенных профессий для женщин был сокращен с 252 до 181 профессии.
- В России с 2021 года список запрещенных профессий для женщин стал меньше почти впятеро – вместо 456 он включает 98 видов работ.
- В Узбекистане с 1 мая 2019 года запреты на труд женщин были отменены, но вскоре был опубликован фактически тот же самый список запрещенных работ, только теперь он приобрел «рекомендательный характер». Он включает 453 профессии.
- Запреты продолжают действовать в Таджикистане, Туркменистане, Кыргызстане. Однако в Кыргызстане в настоящее время Конституционный суд рассматривает соответствие списка запрещенных профессий Конституции КР.
Попытки отменить существующий список предпринимает и Министерство труда.
«Был проведен обширный анализ трудового законодательства в части отмены дискриминационной политики в отношении работников женского пола и подготовлено соответствующее предложение в проект нормативного правового акта в области трудовых отношений, — говорит Гульназ Исаева, заведующая отделом труда Министерства труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики. — В частности, разработан проект Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Трудового кодекса Кыргызской Республики и внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики». Основной задачей нового Трудового кодекса является защита прав и интересов субъектов трудовых отношений, создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, экономического роста, повышение эффективности производства и благосостояния людей. Исходя из этого, новым Трудовым кодексом в рамках охраны здоровья, а также защиты материнства предлагается ряд мер. В частности, определить профессии и виды работ, на которых запрещается применение труда беременных женщин, женщин, осуществляющих грудное вскармливание на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию, а также на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Таким образом, меры ограничивающие доступ женщин к занятости и разным видам деятельности, будут применяться исключительно с целью защиты материнства».
Как изменить ситуацию
Зульфия Кочорбаева уверена, что прежде всего нужно менять взгляды как общества в целом, так и родителей в частности.
«Для этого у нас должно измениться отношение к детям. К сожалению, сейчас оно у нас такое инструментальное. То есть дети не самоценность, ребенок не личность, которой мы, взрослые, обязаны помогать развиваться. А девочки с этой точки зрения еще в худшей ситуации находятся. Мнения и интересы мальчиков еще могут признаваться, в то время как мнения и интересы девочек могут вообще не браться в расчет», — говорит Кочорбаева.
С ней согласны Назик Иманбекова и Алия Мамбеталиева. По словам специалисток, они неоднократно проводили различные исследования. И все они свидетельствуют о том, что в вопросе выбора хобби или профессии существует огромное число стереотипов.
«У нас, к сожалению, сложились четкие границы ролей женщин и мужчин, что очень сложно говорить в обществе о том, что женщина может работать в таких отраслях, как горнодобывающая, начинают говорить, что плохие условия, холодно, жарко… А то, что женщины все равно на этих предприятиях работают, никто не замечает. Но женщины работают в сфере обслуживания — уборщицы, на кухне. То есть на должностях, которые ниже оплачиваются. Вот это мышление нужно менять. Потому что даже большинство женщин выступали против отмены этого списка, что очень парадоксально», — подчеркнула Алия Мамбеталиева.
Гульжан Тургуналиева работает на башенном кране СК «Роял Констракшн».
«Я всегда любила большую технику. И всегда мечтала о работе, которая будет с ней связана. Но мои родители были против. Мама хотела, чтобы я стала врачом или учителем. Перспективно, красиво. Отец хотел, чтобы я стала юристом или финансистом. И мне пришлось идти учиться на финансовом. И когда была на третьем курсе, забрала документы и перевелась в наш учебный комбинат. А родителей уже потом перед фактом поставила, — рассказывает Гульжан. — Я думала, что все трудности позади. Что теперь буду заниматься тем, чем хочу. Но оказалось, что самое трудное впереди. Когда я отработала первые полгода крановщицей, один из моих коллег пришел к начальнику и сказал, что женщина, да еще и молодая, не должна трудиться на такой работе. В общем, мне пришлось доказывать, что я имею право работать с такой серьезной техникой. А теперь уже начальство, наоборот, говорит, что я гораздо серьезнее отношусь к технике безопасности, а работаю так же надежно, как и крановщики-мужчины».
Гульжан знает, что существует список профессий, запрещенных для женщин, но считает, что нужно не бояться и отстаивать свои права.
«Сейчас уже много смелых и самостоятельных женщин. Для работы вообще не важно, мужчина ты или женщина. Главное — твои умения и желание. И тогда все получится», — говорит Гульжан.
Зачем нужно менять ситуацию?
«Дело даже не в том, что, не позволяя девочке выбирать спорт, мы мешаем ее спортивной карьере, — говорит Кочорбаева. — Гораздо важнее другое: у девочки формируется комплекс того, что на самом деле от нее ничего не зависит, и соответственно, это формирует такую тактику жертвенности. В будущем такая девочка, такая девушка не будет чувствовать уверенности в своих силах и реализовывать себя и в личной жизни, в семейной жизни, в работе, в профессиональной карьере. То есть мы не даем сформироваться тем навыкам, которые нужны в современном мире. Позволяя ребенку — и мальчику, и девочке — реализовываться, мы закладываем тот самый фундамент, который даст им возможность реализоваться вообще потом в жизни. Пусть наши дети пробуют, пусть они учатся, пусть они делают что-то впервые, таким образом мы закладываем в них навыки лидерства, навыки умения сопротивляться среде, навыки нести ответственность за свой выбор и за свои действия. Наоборот, если мы будем следовать общественным стереотипам и каким-то установкам, мы воспитаем конформных детей, которые будут всегда только ожидать одобрения, которые будут зависеть от любого мнения. И соответственно, они в жизни потом столкнутся с очень большим количеством трудностей и сложностей, которые могут их просто сломать. Поэтому доверяйте своим детям, вдохновляйте их, давайте им возможность себя реализовать», — говорит Зульфия Кочорбаева.
Она подчеркивает, что государство тоже должно занять более активную позицию в этом вопросе.
«Соответственно, чем больше будет такого внимания и поддержки, тем больше вероятность, что родители будут девочек отдавать в такие секции, тем больше девочек будут выбирать такие профессии», — говорит Кочорбаева.
Снятие ограничения работ для женщин в «мужских» профессиях позволит существенно повысить женщинам свой доход, так как работы, связанные, например, с горнодобывающим сектором, хорошо оплачиваются.
Активные дискуссии на эту тему шли последние 10 лет в Кыргызстане. Международные организации, в том числе ООН и Международная организация труда (МОТ), рекомендовали и рекомендуют отменить данное постановление в основном из-за дискриминирующего характера: женщины не равны при трудоустройстве на некоторые профессии. Кроме этого, приводят следующие доводы:
- появление и внедрение новых передовых технологий на предприятиях тяжелой промышленности и сложных производствах, которые улучшили условия труда, снизили риск негативного влияния на здоровье работников и в целом облегчили их труд;
- устранение устаревших профессий, внутренних противоречий, правовых коллизий и пробелов в постановлении в соответствии с новым законодательством в трудоустройстве;
- не все производства, работы, профессии и должности из списка оказывают прямое и вредное воздействие на здоровье женщин;
- как правило, вредные профессии являются высокооплачиваемыми, что увеличивает разрыв в заработной плате между женщинами и мужчинами;
- государство не располагает кадровыми и финансовыми ресурсами для того, чтобы следить за исполнением данного постановления. Поэтому оно носит чисто формальный характер;
- приводится пример прослойки женщин, которые не хотят или не могут иметь детей по тем или иным причинам либо уже имеют их и не планируют больше детей;
- наконец, женщины уже занимаются деятельностью из перечня либо на волонтерской основе, либо неофициально.
О том, как важно предоставить женщинам равные условия на рынке труда, говорит и то, что лауреатом Нобелевской премии по экономике за 2023 год стала профессор Гарвардского университета Клаудия Голдин, которая посвятила жизнь изучению причин гендерного неравенства на рынке труда.
В сообщении Нобелевского комитета говорится, что Голдин «раскрыла ключевые причины гендерных различий на рынке труда» и была удостоена награды за то, что первой представила всеобъемлющий отчет о том, как менялись на протяжении веков различия в оплате труда мужчин и женщин и уровень их занятости, и причинах того, что мужчины в среднем по-прежнему зарабатывают больше, а женщины недопредставлены на мировом рынке труда.
В мире женщины в гораздо меньшей степени вовлечены в рынок труда, чем мужчины: по данным Всемирного банка, работают или ищут работу 50% женщин против 80% мужчин. В некоторых странах Азии, Ближнего Востока, Северной Африки этот разрыв превышает 50 процентных пунктов. Столетие назад так же было в Северной Америке и Европе – и рост участия женщин в рабочей силе, возможно, одно из самых значительных экономических и социальных изменений последнего столетия.
Неравное отношение к женщинам на рынке труда – это проблема не только справедливости, но и экономической эффективности. Неравенство возможностей, когда люди не занимаются работой, соответствующей их квалификации и талантам, приводит к большим издержкам для общества. Например, по расчетам McKinsey, выполненным в 2015 году, достижение в течение десяти лет полного гендерного паритета в мире привело бы к дополнительному увеличению глобального ВВП на четверть. Так что простым достижением гендерного равенства на рынке труда Кыргызстан может существенно повлиять на рост экономики. А начать можно с малого, например, предоставив собственному ребенку право выбирать увлечение, хобби, спорт и профессию.
Данная публикация стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Kaktus.media несет ответственность за содержание публикации, которое не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.
https://kaktus.media/488588