Кымбат Омурбековой сейчас 19 лет. С 12 лет она занимается в футбольной секции.
«Вообще-то я с детства играла с пацанами в футбол, а потом узнала, что есть секция для девочек в Караколе, — рассказывает Кымбат. — Я начала плакать, просить, и мама отвела меня в эту секцию».
Все просто? Однако сама Кымбат признается: с самого начала, еще с дворовых игр, ей приходилось слышать, что футбол — не для девочек.
«Мы часто спорили с мальчиками, они меня не брали в команду, потому что я девочка. Мне приходилось доказывать, что я все умею», — говорит Кымбат.
Сейчас Кымбат Омурбекова — профессиональная футболистка. Она играет за национальную сборную и тем не менее вынуждена продолжать доказывать: женщина имеет право заниматься тем, что ей нравится.
Кымбат Орумбекова играет за национальную сборную по футболу.
Почему же девочки и женщины зачастую не могут выбирать увлечения и профессию? Как изменить ситуацию и нужны ли эти изменения? Давайте разбираться.
Специалистка по гендерным вопросам Зульфия Кочорбаева отмечает, что проблема, с одной стороны, в разделении на женские и мужские виды спорта.
«Да, это деление сегодня подвергается пересмотру. И все чаще мы слышим, что те или иные виды спорта, которые раньше были только мужскими, становятся доступными и для женщин», — говорит Кочорбаева.
Однако процесс идет крайне медленно. А пока государство активнее поддерживает виды спорта, которые традиционно считаются мужскими.
«Сейчас в любом селе, в любой школе есть стадион для занятий футболом. А, например, площадок для тенниса или волейбола, которыми активно занимаются и девочки, и мальчики, гораздо меньше», — отмечает Кочорбаева.
Она призывает обратить внимание и на то, что массовые соревнования с наибольшими призовыми, как правило, проводятся по так называемым мужским видам спорта.
«Это тоже говорит о том, что сегодня есть этот перекос в сторону поддержки досуга мальчиков. Если девочки хотят заниматься спортом, то им, как правило, доступны платные секции, или им надо будет далеко ездить, или тренеров меньше», — говорит Кочорбаева.
На главном стадионе Бишкека регулярно проводятся футбольные матчи. Однако женских — почти нет.
Впрочем, очень часто такие ограничения объясняются заботой о здоровье девочек и женщин. Более того, такая дискриминация официально поддерживается на государственном уровне. Так, в Кыргызстане до сих пор действует список профессий, законодательно запрещенных для женщин. В справке-обосновании говорится, что все эти работы — с тяжелыми или вредными для здоровья условиями труда.
Скрин постановления.
Для справки: в 1978 году в СССР был принят список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин. Список содержал 456 позиций. Перечень запрещенных профессий стал ответом на назревший в СССР второй половины XX века демографический кризис, вызванный целым рядом факторов: «демографическим эхом» Великой Отечественной войны, высокими темпами урбанизации, ростом числа разводов. Именно этот список (с изменениями от 1987 и 1990 гг.) послужил основой для аналогичных документов в уже независимых постсоветских государствах.
«Этот список был общим для всего Советского Союза. Поэтому в нем изначально были профессии, которые не представлены в Кыргызстане — ни в советском, ни в независимом. Например, сталевар мартеновской печи или медник по изготовлению судовых изделий. С другой стороны, с тех пор многие профессии перестали быть физически сложными или опасными, потому что развиваются технологии, улучшаются условия работы. Однако все эти изменения не были учтены в действующем документе. В итоге в Кыргызстане официально недоступны для женщин 446 профессий. Это один из самых высоких показателей в мире», — говорит Назик Иманбекова, член наблюдательного совета Инициативы прозрачности добывающей отрасли.
Для того чтобы понять, как меняются технологии, взгляните на эти две фотографии.
Бурение скважин на месторождении Медвежье, 1970-е годы. Фото с сайта Gazprom.ru
Современное бурение с помощью цифровых технологий. Фото с сайта Gazprom.ru.
Для справки: по данным исследования Всемирного банка 2018 года, как минимум в 104 странах (из 189 анализируемых) имеются законы, ограничивающие право женщин на работу в определенных отраслях. Наиболее распространены запреты на работу в горнодобывающей промышленности — 65 стран. Женщины также сталкиваются с ограничениями на работу в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность (47 стран), строительство (37 стран), энергетика (29 стран), сельское хозяйство (27 стран), водоснабжение (26 стран) и транспорт (21 страна). В настоящее время идет активная работа по сокращению или даже упразднению этих списков как противоречащих Конвенции ООН о равных правах.
Список, действующий в Кыргызстане, как и во всем СССР, появился в 1978 году. По инерции он продолжал действовать и после того, как Кыргызская Республика стала независимой. Затем в 2000 году вышло постановление, которое в очередной раз законодательно закрепило тот советский список профессий, запрещенных для женщин. В 2005 и в 2012 годах в него вносили изменения. Однако они касались не самих профессий, а каких-то юридических формальностей: слово «перечень» заменили на «список», «положение» на «документ».
«Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, который ратифицировал и Кыргызстан, каждый человек имеет право «на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается». Хочу подчеркнуть, что отмена списка запрещенных профессий не значит, что женщин будут принуждать работать по этим специальностям. Просто они получат право выбора. Они смогут работать там, где они хотят, если они этого хотят. А что касается разговоров о том, что это вредно для женщин, то могу сказать, что и государство, и работодатели должны заботиться о здоровье всех людей: как женщин, так и мужчин. Улучшать условия труда. И человек должен быть осведомлен о возможных рисках, а уж потом самостоятельно делать выбор и принимать решение. Если же за человека это решение приняло государство, то получается прямая дискриминация», — говорит медиаэксперт Алия Мамбеталиева, подчеркивая, что она выступает за полную отмену этого списка.
Двойные стандарты?
Нужно отметить, что в СССР не всегда запрещали женщинам «мужские» профессии. Более того, были моменты, когда женщин активно призывали заниматься такими работами. Было это сразу после революции и в годы войны, когда стране просто не хватало рабочих рук.
Плакаты, призывающие женщин на «мужскую» работу.
Есть и еще одно важное несоответствие, на которое обращает внимание Назик Иманбекова.
«Советский документ, запрещающий женщинам определенные виды профессий, содержал подробный перечень льгот, бесплатной переквалификации и обучения, выходного пособия и начисления добавок к пенсиям при реализации данного постановления. А вот постановление, принятое в независимом Кыргызстане, не предполагает улучшения условий труда и снижения риска получения вреда, а больше направлено на ограничение трудовых возможностей для женщин», — поясняет Иманбекова.
Опыт отмены списка запрещенных профессий для женщин
В Армении список состоял из 330 специальностей. Он был отменен в 2007 году в ходе приведения национальных законодательств в соответствие с правом Европейского союза. В настоящее время трудовое законодательство Армении запрещает применение труда беременных женщин и женщин, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до одного года, на работах с вредными условиями труда.
Грузия отменила список запрещенных профессий для женщин в ходе приведения национального законодательства в соответствие с правом Европейского союза.
Сейчас в Грузии запрещается привлекать беременных и кормящих женщин к выполнению тяжелых, вредных работ и работ в опасных условиях.
В Украине список запрещенных профессий для женщин был утвержден приказом Министерства здравоохранения от 29 декабря 1993 года и включал в себя 458 позиций. Его действие продолжалось до 2017 года, когда список был полностью отменен.
В Молдове список состоял из 331 профессии. Он был отменен в 2017 году.
В Азербайджане с 1999 года были запрещены 678 видов работ в 38 отраслях — это был самый большой список среди постсоветских стран. В июле этого года список был полностью отменен.
В Казахстане первоначально список включал 289 профессий. В 2019 году он был сокращен до 219. А в 2021 году полностью отменен.
В Беларуси в 2014 году список запрещенных профессий для женщин был сокращен с 252 до 181 профессии.
В России с 2021 года список запрещенных профессий для женщин стал меньше почти впятеро – вместо 456 он включает 98 видов работ.
В Узбекистане с 1 мая 2019 года запреты на труд женщин были отменены, но вскоре был опубликован фактически тот же самый список запрещенных работ, только теперь он приобрел «рекомендательный характер». Он включает 453 профессии.
Попытки отменить существующий список предпринимает и Министерство труда.
«Был проведен обширный анализ трудового законодательства в части отмены дискриминационной политики в отношении работников женского пола и подготовлено соответствующее предложение в проект нормативного правового акта в области трудовых отношений, — говорит Гульназ Исаева, заведующая отделом труда Министерства труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики. — В частности, разработан проект Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Трудового кодекса Кыргызской Республики и внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики». Основной задачей нового Трудового кодекса является защита прав и интересов субъектов трудовых отношений, создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, экономического роста, повышение эффективности производства и благосостояния людей. Исходя из этого, новым Трудовым кодексом в рамках охраны здоровья, а также защиты материнства предлагается ряд мер. В частности, определить профессии и виды работ, на которых запрещается применение труда беременных женщин, женщин, осуществляющих грудное вскармливание на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию, а также на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Таким образом, меры ограничивающие доступ женщин к занятости и разным видам деятельности, будут применяться исключительно с целью защиты материнства».
Как изменить ситуацию
Зульфия Кочорбаева уверена, что прежде всего нужно менять взгляды как общества в целом, так и родителей в частности.
«Для этого у нас должно измениться отношение к детям. К сожалению, сейчас оно у нас такое инструментальное. То есть дети не самоценность, ребенок не личность, которой мы, взрослые, обязаны помогать развиваться. А девочки с этой точки зрения еще в худшей ситуации находятся. Мнения и интересы мальчиков еще могут признаваться, в то время как мнения и интересы девочек могут вообще не браться в расчет», — говорит Кочорбаева.
С ней согласны Назик Иманбекова и Алия Мамбеталиева. По словам специалисток, они неоднократно проводили различные исследования. И все они свидетельствуют о том, что в вопросе выбора хобби или профессии существует огромное число стереотипов.
«У нас, к сожалению, сложились четкие границы ролей женщин и мужчин, что очень сложно говорить в обществе о том, что женщина может работать в таких отраслях, как горнодобывающая, начинают говорить, что плохие условия, холодно, жарко… А то, что женщины все равно на этих предприятиях работают, никто не замечает. Но женщины работают в сфере обслуживания — уборщицы, на кухне. То есть на должностях, которые ниже оплачиваются. Вот это мышление нужно менять. Потому что даже большинство женщин выступали против отмены этого списка, что очень парадоксально», — подчеркнула Алия Мамбеталиева.
Гульжан Тургуналиева работает на башенном кране СК «Роял Констракшн».
«Я всегда любила большую технику. И всегда мечтала о работе, которая будет с ней связана. Но мои родители были против. Мама хотела, чтобы я стала врачом или учителем. Перспективно, красиво. Отец хотел, чтобы я стала юристом или финансистом. И мне пришлось идти учиться на финансовом. И когда была на третьем курсе, забрала документы и перевелась в наш учебный комбинат. А родителей уже потом перед фактом поставила, — рассказывает Гульжан. — Я думала, что все трудности позади. Что теперь буду заниматься тем, чем хочу. Но оказалось, что самое трудное впереди. Когда я отработала первые полгода крановщицей, один из моих коллег пришел к начальнику и сказал, что женщина, да еще и молодая, не должна трудиться на такой работе. В общем, мне пришлось доказывать, что я имею право работать с такой серьезной техникой. А теперь уже начальство, наоборот, говорит, что я гораздо серьезнее отношусь к технике безопасности, а работаю так же надежно, как и крановщики-мужчины».
Гульжан знает, что существует список профессий, запрещенных для женщин, но считает, что нужно не бояться и отстаивать свои права.
«Сейчас уже много смелых и самостоятельных женщин. Для работы вообще не важно, мужчина ты или женщина. Главное — твои умения и желание. И тогда все получится», — говорит Гульжан.
Зачем нужно менять ситуацию?
«Дело даже не в том, что, не позволяя девочке выбирать спорт, мы мешаем ее спортивной карьере, — говорит Кочорбаева. — Гораздо важнее другое: у девочки формируется комплекс того, что на самом деле от нее ничего не зависит, и соответственно, это формирует такую тактику жертвенности. В будущем такая девочка, такая девушка не будет чувствовать уверенности в своих силах и реализовывать себя и в личной жизни, в семейной жизни, в работе, в профессиональной карьере. То есть мы не даем сформироваться тем навыкам, которые нужны в современном мире. Позволяя ребенку — и мальчику, и девочке — реализовываться, мы закладываем тот самый фундамент, который даст им возможность реализоваться вообще потом в жизни. Пусть наши дети пробуют, пусть они учатся, пусть они делают что-то впервые, таким образом мы закладываем в них навыки лидерства, навыки умения сопротивляться среде, навыки нести ответственность за свой выбор и за свои действия. Наоборот, если мы будем следовать общественным стереотипам и каким-то установкам, мы воспитаем конформных детей, которые будут всегда только ожидать одобрения, которые будут зависеть от любого мнения. И соответственно, они в жизни потом столкнутся с очень большим количеством трудностей и сложностей, которые могут их просто сломать. Поэтому доверяйте своим детям, вдохновляйте их, давайте им возможность себя реализовать», — говорит Зульфия Кочорбаева.
Она подчеркивает, что государство тоже должно занять более активную позицию в этом вопросе.
«Соответственно, чем больше будет такого внимания и поддержки, тем больше вероятность, что родители будут девочек отдавать в такие секции, тем больше девочек будут выбирать такие профессии», — говорит Кочорбаева.
Снятие ограничения работ для женщин в «мужских» профессиях позволит существенно повысить женщинам свой доход, так как работы, связанные, например, с горнодобывающим сектором, хорошо оплачиваются.
Активные дискуссии на эту тему шли последние 10 лет в Кыргызстане. Международные организации, в том числе ООН и Международная организация труда (МОТ), рекомендовали и рекомендуют отменить данное постановление в основном из-за дискриминирующего характера: женщины не равны при трудоустройстве на некоторые профессии. Кроме этого, приводят следующие доводы:
появление и внедрение новых передовых технологий на предприятиях тяжелой промышленности и сложных производствах, которые улучшили условия труда, снизили риск негативного влияния на здоровье работников и в целом облегчили их труд;
устранение устаревших профессий, внутренних противоречий, правовых коллизий и пробелов в постановлении в соответствии с новым законодательством в трудоустройстве;
не все производства, работы, профессии и должности из списка оказывают прямое и вредное воздействие на здоровье женщин;
как правило, вредные профессии являются высокооплачиваемыми, что увеличивает разрыв в заработной плате между женщинами и мужчинами;
государство не располагает кадровыми и финансовыми ресурсами для того, чтобы следить за исполнением данного постановления. Поэтому оно носит чисто формальный характер;
приводится пример прослойки женщин, которые не хотят или не могут иметь детей по тем или иным причинам либо уже имеют их и не планируют больше детей;
наконец, женщины уже занимаются деятельностью из перечня либо на волонтерской основе, либо неофициально.
О том, как важно предоставить женщинам равные условия на рынке труда, говорит и то, что лауреатом Нобелевской премии по экономике за 2023 год стала профессор Гарвардского университета Клаудия Голдин, которая посвятила жизнь изучению причин гендерного неравенства на рынке труда.
В сообщении Нобелевского комитета говорится, что Голдин «раскрыла ключевые причины гендерных различий на рынке труда» и была удостоена награды за то, что первой представила всеобъемлющий отчет о том, как менялись на протяжении веков различия в оплате труда мужчин и женщин и уровень их занятости, и причинах того, что мужчины в среднем по-прежнему зарабатывают больше, а женщины недопредставлены на мировом рынке труда.
В мире женщины в гораздо меньшей степени вовлечены в рынок труда, чем мужчины: по данным Всемирного банка, работают или ищут работу 50% женщин против 80% мужчин. В некоторых странах Азии, Ближнего Востока, Северной Африки этот разрыв превышает 50 процентных пунктов. Столетие назад так же было в Северной Америке и Европе – и рост участия женщин в рабочей силе, возможно, одно из самых значительных экономических и социальных изменений последнего столетия.
Неравное отношение к женщинам на рынке труда – это проблема не только справедливости, но и экономической эффективности. Неравенство возможностей, когда люди не занимаются работой, соответствующей их квалификации и талантам, приводит к большим издержкам для общества. Например, по расчетам McKinsey, выполненным в 2015 году, достижение в течение десяти лет полного гендерного паритета в мире привело бы к дополнительному увеличению глобального ВВП на четверть. Так что простым достижением гендерного равенства на рынке труда Кыргызстан может существенно повлиять на рост экономики. А начать можно с малого, например, предоставив собственному ребенку право выбирать увлечение, хобби, спорт и профессию.
Данная публикация стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Kaktus.media несет ответственность за содержание публикации, которое не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.
Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем! [email protected], Тел: +996 (312) 961960