Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

При освещении вопросов, связанных с детьми и молодежью, журналисты сталкиваются со специфическими проблемами. В некоторых случаях сам факт освещения может обернуться серьезными проблемами для данного ребенка или других детей. Чтобы помочь журналистам, ЮНИСЕФ разработал этические принципы освещения проблем детей и детства.

Общие принципы

  1. Права и интересы каждого конкретного ребенка должны соблюдаться в любых обстоятельствах. Они стоят выше всех прочих соображений, в том числе решения проблем детства и содействия развитию прав ребенка.
  2. У ребенка, как и у взрослого человека, есть право на частную жизнь и конфиденциальность. Ребенка следует защищать от любых неприятностей и наказаний, в том числе потенциальных.
  3. Ребенок имеет право высказывать свое мнение и быть выслушанным, а также принимать участие в решениях, касающихся его жизни. Реализация этих прав связана с возрастом ребенка и степенью его зрелости.
  4. Оценить последствия для ребенка выхода в свет журналистского материала помогут его самые близкие люди – родители, опекуны, а также специалисты, работающие с ним — врачи, психологи, социальные педагоги и др.
  5. Если существует потенциальная угроза для ребенка, его братьев, сестер, сверстников, недостаточно просто изменить или не указывать в материале его имя – нельзя публиковать фотографии и другие документальные материалы, которые позволят его идентифицировать.

Принципы интервьюирования детей

  1. При отборе детей для интервью избегайте дискриминации их на основании пола, расы, возраста, религии, социального статуса, уровня образования или физических особенностей.
  2. Получите от ребенка и отвечающего за него лица (родитель, опекун, директор детского дома, представитель органов опеки и попечительства) разрешение на интервью с ним, видеосъемку и обнародование касающихся его фотографий и документальных материалов – желательно в письменной форме и обязательно на языке, понятном ребенку. Согласие должно быть добровольным, исключающим любые формы принуждения. Возможно предварительное проведение консультаций ребенка со взрослым, которому он доверяет.
  3. Ребенок и отвечающее за него лицо (родитель, опекун, директор детского дома, представитель органов опеки и попечительства) должны четко понимать, что они говорят с журналистом, который планирует распространить этот материал на местном и глобальном уровне. Вы должны объяснить им цель интервью и то, как вы предполагаете его использовать.
  4. В ходе интервью не причиняйте ребенку душевную боль, не заставляйте его заново переживать перенесенные страдания, боль, потерю семьи и другие тяжелые события жизни. Избегайте унизительных высказываний по поводу его национальности, культуры, религии, либо комментариев, оскорбительных для ребенка или членов его семьи.
  5. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенку во время интервью было комфортно и он мог рассказать свою историю спокойно, без давления извне, в том числе со стороны журналиста. Ограничьте количество присутствующих при интервью лиц. В кино-, теле- и радиоинтервью особое внимание обратите на визуальный и звуковой фон, чтобы избежать опасности идентификации местонахождения ребенка.
  6. Не занимайтесь инсценировками. Не манипулируйте детьми. Не просите их сказать или сделать то, что нужно вам для эффектной картинки или яркого репортажа.

Принципы подготовки репортажей о детях

1. Готовый журналистский материал, ваши обобщения и описания не должны травмировать душу ребенка, негативно влиять на его психику, способствовать его дискриминации, неприятию со стороны общества и т.п.
2. Давайте достоверную информацию об обстоятельствах вашего знакомства с ребенком и о ходе интервью.
3. Всегда изменяйте имя и не давайте материалов, позволяющих идентифицировать ребенка, который является:

  • жертвой сексуального насилия или сексуальной эксплуатации, либо сам совершил физическое или сексуальное насилие,
  • ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом или умершим от этой болезни (кроме случаев, когда ребенок, родитель/опекун согласился на обнародование имени),
  • обвиняемым или осужденным за совершение преступления.

В случае потенциальной опасности изменяйте имя и не давайте материалов, позволяющих идентифицировать ребенка, который:

  • является действующим или бывшим участником военных действий,
  • просит убежище, является беженцем или переселенцем.

4. В некоторых случаях использование имени ребенка и/или его узнаваемого изображения возможно и даже необходимо:

  • когда контакт с журналистом происходит по инициативе ребенка, который хочет, чтобы его мнение было донесено до аудитории;
  • когда ребенок принимает участие в той или иной социальной программе, и хочет, чтобы его идентифицировали как участника такой программы;
  • когда ребенок принимает участие в программе психологической и социальной реабилитации/адаптации, и обнародование имен участников является составным элементом этой программы и полезно для развития детей.

5. Учитывайте психологические особенности и возраст ребенка, с которым вы говорили. Подтверждайте правильность данной им информации у других детей и у близких ему взрослых.

6. В случае возникновения сомнений относительно возможного риска для ребенка обнародования информации о нем говорите в материале не о конкретном ребенке, а о положении данной категории детей, сколь событийно значимой ни казалась бы вам его история.

https://www.unicef.org/ceecis/ru/media_21840.htm