При освещении вопросов, связанных с детьми и молодежью, журналисты сталкиваются со специфическими проблемами. В некоторых случаях сам факт освещения может обернуться серьезными проблемами для данного ребенка или других детей. Чтобы помочь журналистам, ЮНИСЕФ разработал этические принципы освещения проблем детей и детства.
Общие принципы
- Права и интересы каждого конкретного ребенка должны соблюдаться в любых обстоятельствах. Они стоят выше всех прочих соображений, в том числе решения проблем детства и содействия развитию прав ребенка.
- У ребенка, как и у взрослого человека, есть право на частную жизнь и конфиденциальность. Ребенка следует защищать от любых неприятностей и наказаний, в том числе потенциальных.
- Ребенок имеет право высказывать свое мнение и быть выслушанным, а также принимать участие в решениях, касающихся его жизни. Реализация этих прав связана с возрастом ребенка и степенью его зрелости.
- Оценить последствия для ребенка выхода в свет журналистского материала помогут его самые близкие люди – родители, опекуны, а также специалисты, работающие с ним — врачи, психологи, социальные педагоги и др.
- Если существует потенциальная угроза для ребенка, его братьев, сестер, сверстников, недостаточно просто изменить или не указывать в материале его имя – нельзя публиковать фотографии и другие документальные материалы, которые позволят его идентифицировать.
Принципы интервьюирования детей
- При отборе детей для интервью избегайте дискриминации их на основании пола, расы, возраста, религии, социального статуса, уровня образования или физических особенностей.
- Получите от ребенка и отвечающего за него лица (родитель, опекун, директор детского дома, представитель органов опеки и попечительства) разрешение на интервью с ним, видеосъемку и обнародование касающихся его фотографий и документальных материалов – желательно в письменной форме и обязательно на языке, понятном ребенку. Согласие должно быть добровольным, исключающим любые формы принуждения. Возможно предварительное проведение консультаций ребенка со взрослым, которому он доверяет.
- Ребенок и отвечающее за него лицо (родитель, опекун, директор детского дома, представитель органов опеки и попечительства) должны четко понимать, что они говорят с журналистом, который планирует распространить этот материал на местном и глобальном уровне. Вы должны объяснить им цель интервью и то, как вы предполагаете его использовать.
- В ходе интервью не причиняйте ребенку душевную боль, не заставляйте его заново переживать перенесенные страдания, боль, потерю семьи и другие тяжелые события жизни. Избегайте унизительных высказываний по поводу его национальности, культуры, религии, либо комментариев, оскорбительных для ребенка или членов его семьи.
- Постарайтесь сделать так, чтобы ребенку во время интервью было комфортно и он мог рассказать свою историю спокойно, без давления извне, в том числе со стороны журналиста. Ограничьте количество присутствующих при интервью лиц. В кино-, теле- и радиоинтервью особое внимание обратите на визуальный и звуковой фон, чтобы избежать опасности идентификации местонахождения ребенка.
- Не занимайтесь инсценировками. Не манипулируйте детьми. Не просите их сказать или сделать то, что нужно вам для эффектной картинки или яркого репортажа.
Принципы подготовки репортажей о детях
1. Готовый журналистский материал, ваши обобщения и описания не должны травмировать душу ребенка, негативно влиять на его психику, способствовать его дискриминации, неприятию со стороны общества и т.п.
2. Давайте достоверную информацию об обстоятельствах вашего знакомства с ребенком и о ходе интервью.
3. Всегда изменяйте имя и не давайте материалов, позволяющих идентифицировать ребенка, который является:
- жертвой сексуального насилия или сексуальной эксплуатации, либо сам совершил физическое или сексуальное насилие,
- ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом или умершим от этой болезни (кроме случаев, когда ребенок, родитель/опекун согласился на обнародование имени),
- обвиняемым или осужденным за совершение преступления.
В случае потенциальной опасности изменяйте имя и не давайте материалов, позволяющих идентифицировать ребенка, который:
- является действующим или бывшим участником военных действий,
- просит убежище, является беженцем или переселенцем.
4. В некоторых случаях использование имени ребенка и/или его узнаваемого изображения возможно и даже необходимо:
- когда контакт с журналистом происходит по инициативе ребенка, который хочет, чтобы его мнение было донесено до аудитории;
- когда ребенок принимает участие в той или иной социальной программе, и хочет, чтобы его идентифицировали как участника такой программы;
- когда ребенок принимает участие в программе психологической и социальной реабилитации/адаптации, и обнародование имен участников является составным элементом этой программы и полезно для развития детей.
5. Учитывайте психологические особенности и возраст ребенка, с которым вы говорили. Подтверждайте правильность данной им информации у других детей и у близких ему взрослых.
6. В случае возникновения сомнений относительно возможного риска для ребенка обнародования информации о нем говорите в материале не о конкретном ребенке, а о положении данной категории детей, сколь событийно значимой ни казалась бы вам его история.