6 сентября в Брюсселе проведен 11-й раунд ежегодного Диалога по правам человека между Европейским Союзом и Кыргызстаном.
Как сообщили в пресс-службе представительства Евросоюза в Кыргызстане, стороны обсудили развитие ситуации с правами человека в Кыргызстане, в частности, в контексте пандемии COVID-19, а также такие вопросы, как свобода выражения мнения и свобода СМИ, свобода ассоциаций, мирных собраний и добросовестного госуправления.
«ЕС выразил обеспокоенность по поводу негативных последствий ограничений, связанных с COVID-19, в частности, роста гендерного и бытового насилия, а также ограничений для независимых СМИ и распространения информации в период пика пандемии в КР. ЕС вновь отметил свою обеспокоенность спорными законодательными инициативами, в частности, о НКО, о манипулировании информацией, пересмотре уголовного законодательства, которые противоречат обязательствам Кыргызстана по соответствующим международным конвенциям», — сообщили в представительстве ЕС.
Ранее Государственный департамент США также выразил обеспокоенность по поводу принятия в Кыргызстане закона о деятельности НКО.
При этом Евросоюз поприветствовал решение президента Кыргызстана Садыра Жапарова о наложении повторного вето на новую версию законопроекта о профсоюзах. В ЕС считают, что последняя редакция документа противоречит нескольким конвенциям Международной организации труда (МОТ) и обязательствам республики по схеме ВСП+.
Отмечается, что в ходе диалога также обсуждался вопрос свободы СМИ. ЕС призвал власти Кыргызстана поддерживать и защищать открытую медиа-среду, защищать журналистов, блогеров и членов гражданского общества от преследований.
Напомним, поправки в законы «О некоммерческих организациях» и «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)», подписанные 7 июля, обязывают некоммерческие организации ежегодно представлять в налоговый орган информацию об источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, а также сведения о приобретенном, используемом и отчуждаемом имуществе. Неправительственные организации призывали парламент не принимать этот законопроект.
Законопроект «О защите от недостоверной и ложной информации» (в старой редакции назывался «О манипулировании информацией») также был принят этим летом. Общественность не раз выражала опасения, что этим законом власти хотят «обуздать» свободу слова в стране, и в ходе нескольких акций просила парламент отклонить законопроект.