Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Пресс-секретарь президента Эрбол Султанбаев дал разъяснение по возражениям Садыра Жапарова к Закону КР «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

На своей странице в социальных сетях он отметил, что глава государства возвратил в Жогорку Кенеш законопроект для выработки согласованного варианта.

Закон принят Жогорку Кенешем 30 июня. 20 июля он поступил на рассмотрение президента. Регламент определяет порядок и процедуры осуществления Жогорку Кенешем полномочий, предусмотренных Конституцией и законами страны.

Султанбаев отмечает, что в процессе принятия закона в СМИ периодически публиковалась информация и мнения различных экспертов о том, что регламент парламента принимается с многочисленными нарушениями Конституции и законодательства республики.

«В соответствии с установленными процедурами, поступивший для подписания президенту закон был направлен на согласование в Конституционный суд, Верховный суд, Генеральную прокуратуру, Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов, Министерство юстиции, Министерство финансов и в другие государственные органы, компетенция которых затрагивается положениями указанного закона. От указанных государственных органов к принятому закону поступили существенные концептуальные замечания», — сообщил он.

Кроме того, по его словам, в процессе рассмотрения закона были выявлены многочисленные противоречия его положений положениям Конституции и законов КР. В качестве уточнения Султанбаев приводит следующий пример: положениями принятого закона, наряду с другими полномочиями Жогорку Кенеша, предусматривается полномочие по заслушиванию ежегодной информации председателя Верховного суда о деятельности судебной системы Кыргызстана.

«Согласно части 4 статьи 94 Конституции, порядок организации и деятельности судов определяется Конституционным законом Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах». В соответствии со статьями 1 и 3 указанного конституционного закона, не допускается регламентация предмета регулирования обозначенного конституционного закона в других законах. В Кыргызской Республике не должны издаваться законы, умаляющие статус, независимость и самостоятельность Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов. В Кыргызской Республике не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей», — подчеркнул пресс-секретарь президента.

Следует отметить, что статья 3 действующей редакции Закона «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» содержала в себе аналогичную норму, которая решением Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики от 24 апреля 2019 года признана противоречащей Конституции. Конституцией, Конституционным законом «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» и другими законами не предусмотрено заслушивание Жогорку Кенешем ежегодной информации председателя Верховного суда о деятельности судебной системы Кыргызской Республики, в связи с чем оно не может быть включено в регламент Жогорку Кенеша.

Кроме того, Султанбаев приводит еще один пример: положениями принятого закона предусмотрено право комитета Жогорку Кенеша по вопросам, отнесенным к его ведению, принимать решение о направлении проектов законов президенту, председателю кабинета министров, Верховному суду, генеральному прокурору и другим государственным органам по вопросам, относящимся к их ведению, омбудсмену, а также независимой экспертной организации для дачи заключений и рекомендаций.

В то же время, согласно действующей редакции закона, комитет Жогорку Кенеша вправе принимать решение о направлении проекта закона для дачи заключений и рекомендаций только правительству (т. е. кабинету министров), омбудсмену, а также независимой экспертной организации.

При этом, отмечается, Конституцией и законодательством в целом не предусмотрены нормы, обязывающие президента готовить и направлять комитету Жогорку Кенеша заключения на проекты законов.

Согласно части 3 статьи 27 Конституционного закона «О кабинете министров Кыргызской Республики», кабмин участвует в законодательной деятельности путем дачи официального заключения на проекты законов, инициированные другими субъектами законодательной инициативы, за исключением инициируемых президентом и председателем кабинета министров.

«Принимая во внимание многочисленные замечания, поступившие от государственных органов, а также выявленные противоречия положений принятого закона положениям Конституции и законов КР, президент Садыр Жапаров возвратил в Жогорку Кенеш Закон «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» с возражениями для выработки согласованного варианта», — написал Султанбаев.

Он напомнил, что конституционное провозглашение разделения властей как один из принципов построения демократического правового государства предполагает наличие такого органа, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, гарантировал бы согласованное функционирование и взаимодействие властей, единство народа и государственной власти.

Именно президент Кыргызской Республики, согласно Конституции, обеспечивает эти функции. Одним из инструментов по обеспечению реализации вышеуказанных функций президента, а также формой участия президента в законодательном процессе является право на возвращение принятого закона с возражениями в Жогорку Кенеш для повторного рассмотрения (в юридической науке «право вето» – право отклонения принятых парламентом законов), которое предусмотрено нормой части 2 статьи 87 Конституции Кыргызской Республики.

Напомним, на заседании Жогорку Кенеша депутат Исхак Масалиев сообщил, что президент умаляет достоинство парламента, отметив, что на многие нормы принятого регламента ЖК не имеет права.

https://kaktus.media/466318