Социальные сети — новое сарафанное радио, и фейковая информация, которую там размещают, порой приводит к общественным волнениям и даже международным скандалам. Какие страны стали жертвами этого мощного оружия?
Получив распространение в социальных сетях и на российских новостных сайтах, это сообщение вызвало массовые уличные протесты, в том числе и среди сторонников крайне правых антиисламских групп. Министр иностранных дел России Сергей Лавров даже обвинил правительство Меркель в сокрытии правды по этому делу, из чего Берлин сделал вывод, что в скандале замешан Кремль.
Существует мнение, что российские силы, которые помогли распространить эту новость, стремятся подорвать политику Ангелы Меркель в отношении беженцев. Канцлер рассматривается как ключевой враг России из-за ее жесткой позиции по украинскому вопросу.
В интервью журналу Der Spiegel Ханс-Георг Маассен, президент Федеральной службы защиты Конституции, обвинил Россию в использовании методов дезинформации в стиле КГБ.
Обращаясь к Бундестагу по данному вопросу на прошлой неделе, Меркель сказала: «Сегодня существуют сайты, наполненные сфабрикованными новостями, боты, тролли, — вещи, которые постоянно обновляются и подкрепляют общественное мнение, а также воздействуют на него с помощью определенных алгоритмов, и мы должны научиться с ними бороться».
Фейковые новости распространились и по соседней Австрии, их целью была дискредитация обоих кандидатов на президентских выборах. Наиболее неожиданными стали нападки на независимого кандидата Александра Ван дер Беллена, которого поддерживает партия «зеленых». Противники попытались распространить новость о том, что он тяжело болен и страдает слабоумием.
Франция
За последние 10 лет во Франции наблюдается резкий рост читателей «альтернативных» и ультраправых сайтов, блогов и сообществ в социальных сетях, именуемых «фашисфера» (от слов «фашист» и «блогосфера»). Все эти ресурсы, продвигающие антииммиграционные, ультра-националистические и прочие взгляды, управляются независимыми лицами, а не партиями. Однако они подпитывают общественное недоверие к традиционным СМИ — как к крайне правым, так и к левым.
Самюэль Лоран, руководитель отдела Le Monde, который занимается проверкой фактов, сказал, что во Франции распространенность фейковых новостей, которые создают, чтобы зарабатывать на рекламе, не столь широка, как в США. Однако, по его словам, во Франции наблюдается немало случаев искажения фактов в период выборов.
В качестве примера: в преддверии недавних первичных партийных выборов кандидата в президенты от правого крыла в фашисфере развернули кампанию, в ходе которой политика Алена Жюппе обвиняли в связях с мусульманами. На одном из сайтов говорилось о том, что на региональных выборах, прошедших в 2014 году, Жюппе высказал желание построить «мечеть-собор» в городе Бордо, мэром которого он является. Во время первичных выборов историю раздули, преподнося Жюппе как соратника братьев-мусульман, назвав его «Али Жюппе». Сам политик говорил, что против него запустили «омерзительную кампанию».
«Я думаю, что предвыборная президентская кампания (весной) будет богата на такого рода скандалы», — сказал Лоран. В январе, с началом предвыборной гонки, Le Monde соберет базу данных с адресами сомнительных сайтов, которые позиционируют себя как информационные ресурсы.
Недавние террористические атаки в Париже стали предметом различных домыслов и теорий заговора. Например, летом этого года появились отчеты о том, что боевики, убившие 90 человек на рок-концерте в клубе Bataclan в ноябре прошлого года, изуродовали своих жертв. В этих данных приводились частичные доказательства из парламентского расследования теракта без упоминания о том, что официальные власти отрицали факт нанесения боевиками каких-либо увечий жертвам.
Во Франции также не утихает скандал, связанный с фейковыми информационными веб-сайтами об абортах. Нижняя палата парламента страны одобрила правительственную инициативу о запрете подобных ресурсов, посвященных абортам, которые выдают себя за нейтральные официальные сайты с бесплатной службой телефона доверия. Эти ресурсы, по заявлениям властей, проводят пропаганду против абортов и оказывают давление на женщин, чтобы те не прерывали беременность.
Министр по правам женщин Лоранс Россиньоль, в минувший четверг выступая перед парламентом, заявила, что противники абортов создают сайты, которые на первый взгляд кажутся непредвзятыми, объективными и внешне копируют официальные правительственные сайты, однако такие ресурсы «намеренно стремятся ввести женщин в заблуждение». Она также отметила, что операторами телефонов доверия обычно работают люди без какой-либо подготовки, противники абортов, которые пытаются вызвать у женщин, обратившихся за помощью, чувство вины и отговорить их от прерывания беременности.
Италия
В Италии распространение пропаганды стало настолько серьезным поводом для беспокойства со стороны правительства, что высокопоставленный чиновник, советник бывшего премьер-министра Маттео Ренци недавно выступил с обвинениями в клевете против ныне удаленного аккаунта в Twitter, который принадлежал некой Беатриче ди Майо. Мишенью микроблога стало правительство Ренци.
На странице аккаунта появлялись различные изображения, например, снимок Марии Елены Боски, министра конституционных реформ, разговаривающей по телефону якобы со своим отцом, топ-менеджером тосканского банка Banca Etruria, которому, судя по подписи к фотографии, та передает инсайдерскую информацию. Правительство Италии спасло Banca Etruria от банкротства в 2015 году, но нет никаких доказательств того, что Боски помогала отцу.
В Италии нападки на Ренци участились перед решающим референдумом 4 декабря. Сообщалось, что в этом был замешан контролируемый государством российский сайт RT. Итальянская газета La Stampa писала, что RT утверждал, будто перед референдумом в Риме прошел митинг оппозиционеров Рензи, хотя в действительности это были сторонники премьер-министра. После этого материал с российского ресурса был удален.
Члены Демократической партии Рензи жаловались, что сайты, «поливающие их грязью», контролируются «Движением пяти звезд», объединением, которое презирает традиционную политрекламу, и обвинили его в распространении ложной и дискредитирующей правительство информации.
Китай
Когда появились сообщения о том, что фейковые новости повлияли на исход президентских выборов в США, Китай воспользовался этим, чтобы показать превосходство своей системы контроля Интернета над неработающей свободой слова.
«Китай стоит на пути ужесточения контроля над Интернетом. Западная демократическая система, как представляется, не в состоянии решать проблемы и конфликты, развязанные в Сети», — гласила передовая статья Global Times, таблоида, который является структурным подразделением рупора коммунистической партии «Жэньминь жибао».
Фейковые новости, которые распространились в Facebook в преддверии президентских выборов в США, добрались даже до Китая. Статьи, первоначально размещенные на сайтах, поддерживающих Трампа, были переведены на китайский язык и разошлись по социальным сетям страны.
Проблема фейковых новостей существует в Китае уже больше десяти лет: нередко люди, которые представляются журналистами, вымогают у компаний деньги, угрожая написать о них негативные материалы. Однажды произошел скандал: работнику СМИ заплатили более 70 000 долларов, чтобы он раскритиковал компанию-производителя строительного оборудования, что привело к падению стоимости акций организации.
Но власти воспользовались подобными случаями, чтобы оправдать запрет на большой спектр контента. В 2013 году правительство начало наступление на «распространителей слухов», избрав своей мишенью пользователей платформы Sina Weibo, китайского аналога Twitter. Однако общество восприняло это как попытку остановить критику в адрес правящей Коммунистической партии.
Совсем недавно китайские власти взялись за фейковые новости, которые, по их заявлениям, вредят сплоченности общества. Например, «слухи», которые повлияли на цены на недвижимость в Шанхае, и те, что способствуют разногласиям между городскими и сельскими жителями.
В этом году администрация киберпространства Китая выпустила новые правила, призванные ограничить количество статей, ссылающихся на информацию, взятую из социальных сетей, сообщив, что «запрещается использование заявлений третьих лиц для создания новостей или использование предположений и вымыслов, искажающих факты».
Новостным информагентствам также запрещается ссылаться на данные, размещенные в социальных сетях, без предварительного разрешения властей.
Совсем недавно высокопоставленный правительственный чиновник предложил создать базу данных для установления личностей интернет-пользователей, чтобы они могли быть «вознаграждены или наказаны».
Китай жестко контролирует многие зарубежные веб-сайты: доступ к Facebook, Google, Twitter и YouTube заблокирован системой, известной как «Великий китайский файрвол».
Китайская цензура ограничивает распространение информации на различные темы — от ошибочных действий правительства до расследований дел о коррупции. Директива также запрещала ведение прямых интернет-трансляций, освещающих ход выборов в США.
Бразилия
В Бразилии проблема фейковых новостей стала усугубляться после переизбрания на второй срок президента от левой партии Дилмы Русеф в 2014 году и последующего скандального импичмента в августе этого года, который вызвал общественный резонанс.
По сообщениям бразильской службы «Би-би-си», с начала процедуры импичмента в апреле 2016 года, которую Русеф и ее сторонники называли государственным переворотом, три из пяти новостей, которыми поделились больше всего пользователей, оказались фейковыми.
В материале, который опубликовал сайт Pensa Brasil, ложно утверждалось, что федеральная полиция ведет расследование о том, почему Русеф выделила 30 млрд реалов ($9 млрд) мясной компании-гиганту Friboi.
В прошлом году бразильская журналистка Тай Нэлон оставила свою работу в Folha de S. Paulo, одной из ведущих газет страны, чтобы основать ресурс Aos Fatos («К фактам») — первый в стране сайт проверки фактов.
«Фейковых новостей очень много. Но, в отличие от США, в основном это искаженные интерпретации материалов СМИ, содержащие предвзятые мнения, а не чистую ложь», — сказала Нэлон.
Основной причиной, которая привела Русеф к отстранению от должности, стало двухлетнее антикоррупционное расследование по делу о нефтегазовой компании Petrobras, которое получило кодовое название «операция “Автомойка”». Несмотря на то, что саму Русеф во взяточничестве не уличили, многие из членов ее партии оказались вовлечены в коррупционную схему, что вызвало громкий скандал и массовые уличные демонстрации, на которых звучали призывы снять президента с должности.
BuzzFeed, ссылаясь на данные Facebook, утверждает, что в этом году 10 самыми популярными фейковыми новостями об «Автомойке» поделились 3,9 миллиона пользователей, в то время как 10 реальными новостями поделились 2,7 млн человек.
Австралия
Фейковые новости не представляют собой масштабную проблему для Австралии: рынок средств массовой информации, на котором доминируют всего несколько ключевых игроков, обслуживает население чуть более чем в 21 млн человек, поэтому он недостаточно сегментирован.
Однако австралийцы также подвержены ложным слухам, которые распространяются в Facebook. Более половины населения (13,3 миллиона человек по состоянию на конец июня этого года) имеют доступ к Интернету. Из этого числа более половины являются активными пользователями социальной сети.
К некоторым слухам жители Австралии особенно чувствительны. Индустрия халяль-сертификации обвинялась в пособничестве террористам, о чем заявляли даже политики, правда, не подкрепляя слова никакими доказательствами. В конце прошлого года по этому вопросу было проведено расследование. Опасения по поводу халяль-сертификации, которые зачастую служат прикрытием для явной исламофобии, широко обсуждались в Facebook даже после того, как следствием было установлено, что оснований для таких предположений нет. В австралийской группе в социальной сети, призывающей бойкотировать халяль, насчитывается почти 100 000 пользователей, а сама страница представляет собой рассадник мнений, не подкрепленных никакими фактами.
Полин Хансон, политик, открыто выступающая против ислама, была вновь избрана в сенат на федеральных выборах в июле при такой поддержке, которая удивила многих экспертов. Ее партия «Одна нация» заняла четыре места в сенате. Ожидается, что политическое объединение одержит победу на региональных выборах в штате Квинсленд. Многие проводят параллель между ее возвращением в политику и избранием Трампа: оба активно использовали социальные сети, где имели значительное число последователей.
В августе общественный опрос показал, что 62% избирателей назвали верным утверждение «Я не могу лично согласиться со всем, что она (Хансон) говорит, но она выражает мнение многих обычных австралийцев». Политик активно использует Facebook, как и многие из ее сторонников. Недавно Хансон объявила о том, что большинство пресс-релизов будут публиковаться только в Twitter.
Индия
После того, как премьер-министр Индии объявил о введении в обращение новой банкноты достоинством 2000 рупий в прошлом месяце, в Интернете разошлась новость о том, что в купюру будет встроен чип, связанный со спутником, с помощью которого банкноту можно будет отслеживать даже на глубине 120 метров под землей. Центральный банк страны опроверг эти слухи, однако они успели разлететься среди пользователей WhatsApp, которых в Индии насчитывается более 50 миллионов. После чего информацию подхватили центральные СМИ.
Этот случай иллюстрирует силу воздействия фейковых новостей в стране, где средства массовой информации активны, но журналистские стандарты, особенно в региональных СМИ, оставляют желать лучшего. «Индийские СМИ подпадают под влияние феномена (фейковых новостей), потому что они распространяют информацию, предварительно не проверив ее. Не существует общепринятых журналистских стандартов, которые бы регламентировали методы сбора и проверки информации», — говорит Прабхакар Кумар из центра исследований индийской прессы.
Полиция задерживает людей, обвиняемых в фабрикации новостей, особенно если распространяемые ими данные могут вызвать общественные волнения. Власти также предупредили администраторов групп в WhatsApp о том, что те могут понести ответственность за сообщения, которые пользователи рассылают в их группах.
Но социальные сети только возобновили старую практику сарафанного радио, которая до сих пор сохранилась в индийских деревнях. Двум мальчикам в деревне Дадри, расположенной недалеко от Дели, не понадобился WhatsApp, чтобы распустить слухи о местном жителе, который хранил говядину в холодильнике. Они сообщили об этом через громкоговоритель в сельском храме. Мохаммеда Ахлака, 50-летнего рабочего, линчевала разъяренная толпа.
Мьянма
Один из жителей Бирмы заявил, что в прежние времена люди ходили в чайные лавки, чтобы узнать последние новости. Теперь они отправляются за этим в Facebook.
После десятилетий изоляции при следующих один за другим военных режимах жители Мьянмы, 51 миллион человек, стремительно стали приходить в Сеть в 2014 году после реформы в сфере телекоммуникаций. Они перескочили через эпоху dial-up и настольных компьютеров и начали с мобильных устройств и социальных сетей. Для многих Facebook является синонимом слова «Интернет».
Из-за множества людей, у которых впервые появилась возможность быть услышанным, Facebook в Мьянме представляет собой динамичную и опасную площадку, где новостной поток усеян фейковым контентом, большая часть которого окрашена религиозной ненавистью. Из-за напряженных отношений между буддистами и мусульманским меньшинством многие пользователи принимают за чистую монету любую националистическую ерунду об исламе и его последователях, которая зачастую распространяется специально созданными для этих целей пользовательскими профилями.
Недавно журналист-мусульманин стал жертвой одного из таких аккаунтов: его снимок выложили вместе с фотографией боевика, обладающего схожей внешностью. В посте утверждалось, что он был причастен к нападениям на пограничников, в записи также содержался призыв к его немедленному аресту. Однако ничего не произошло, пост был удален, хотя им успели поделиться 3000 пользователей. Этот случай показывает, насколько пугающим может быть эффект фейковых новости в такой стране, как Мьянма.
По материалам The Guardian
Перевел Артем Салютин