«Когда говорят о наших СМИ как о четвертой власти, я не соглашаюсь с этим тезисом, и могу привести только 2-3 названия СМИ, которые действительно влияют на развитие общества, на принятие стратегических решений со стороны правительства», — сказала в интервью ВРС Елена Воронина, независимый эксперт, член Наблюдательного совета ОТРК.
ВРС: Есть ли у вас новые кандидатуры на должность генерального директора Наблюдательного совета ОТРК? Когда этот вопрос решится?
Елена Воронина: Через несколько дней завершится конкурс на позицию генерального директора ОТРК. Сейчас идет прием документов от кандидатов. Параллельно Наблюдательный совет ОТРК организовывает встречи с коллективом ОТРК, с редакциями. Такие встречи помогают понять настроение такого большого коллектива, как ОТРК, услышать предложения и рекомендации по развитию как менеджмента ОТРК, так и других направлений этого института. И если в первые минуты встреч мы слышим больше положительных отзывов о работе ОТРК, о существующей политике управления, то в процессе дискуссии возникают новые вопросы, и обсуждение становится более сфокусированным, есть критика, есть новое видение. Это хороший показатель, что и команда управления ОТРК, и коллектив готовы к изменениям в лучшую сторону.
ВРС: Сколько потребуется, на ваш взгляд, времени на то, чтобы в Кыргызстане появилось цифровое телевидение?
Елена Воронина: Эпоха аналогового телевидения близится к завершению. Будущее за цифровым. И наша страна постепенно начинает переходить к нему. Кыргызстан уже заявил, что к 2015 году «оцифрует» всю территорию. Несмотря на то, что существует еще много вопросов, как у населения, так и специалистов, в Баткенской области уже ведется вещание цифрового телевидения. На мой взгляд, того срока, который определило для себя правительство по «оцифровке», недостаточно. Возможно, новое правительство вернется к этому вопросу и более грамотно подойдет к его решению. Иначе телевидение может попасть в категорию дорогих удовольствий и будет большому числу людей просто недоступным. Ведь сегодня многим нашим согражданам, в первую очередь, пожилым людям, недоступны не только газеты и журналы, у них нет средств для оплаты за электроэнергию. Они отказались от просмотра телевизора. А цифровое телевидение станет платным. И рядовому зрителю придется не только платить за него, но и выкладывать деньги за дополнительное оборудование к цифровому телевизору, а те, у кого нет таких телевизоров, будут вынуждены приобретать еще оборудование.
ВРС: Считаете ли вы, что СМИ сегодня являются «четвертой властью» в Кыргызстане?
Елена Воронина: Прежде чем отвечать на этот вопрос, думаю, что нужно определиться с этим понятием. Сегодня понятие «четвертая власть» стало довольно расхожим, популярным, и журналисты, и потребители, и власть имущие стараются, скорее всего, определить уровень этой власти в нашем обществе. И можно заметить, что одни считают СМИ реально действующей четвертой властью, и при этом не заключают понятие в кавычки, а другие не хотят согласиться с таким утверждением и оформляют его в кавычки. Такое написание понятия более популярно в обществе.
На мой взгляд, СМИ – это власть, но ее отличие от той же законодательной и исполнительной ветвей власти состоит в том, что ее нельзя рассматривать как государственную ветвь власти, хотя она обладает достаточно сильными «властными полномочиями». Практическая властность СМИ «невольно» или «вольно» воздействует на нашу жизнь, и, так или иначе, ориентирует устремления общества. При этом надо заметить, кто и как использует это влияние СМИ. Ведь не всем местным СМИ под силу, например, своими публикациями, журналистскими расследованиями понуждать правительство или парламент принимать решения, а судей и прокуроров — возбуждать уголовные дела. Хотя, судя по материалам зарубежных СМИ, именно этим и определяется сила, вес и властность масс-медиа. Поэтому, когда говорят о наших СМИ как о четвертой власти, я не соглашаюсь с этим тезисом, и могу привести только 2-3 названия СМИ, которые действительно влияют на развитие общества, на принятие стратегических решений со стороны правительства.